Сказкодрама.
В Санкт-Петербурге иногда случаются своеобразные тренинги, которые называются сказкодрамой. В отличие от более распространенной сказкотерапии, где участники сочиняют и разыгрывают собственные истории, в сказкодраме принципиально используются "готовые" сказки. Эти сказки «готовились» много веков, и слоев-смыслов в них гораздо больше, чем в современных авторских сказках.
Я говорю о народных сказках, охватывающих историю народа, национальную культурную традицию, ментальность, впитываемую человеком с молоком матери.
Кроме того, в народных сказках зашифрована история культуры народов, земля которых питала и удобряла сказочный сюжет. Не просто так в европейской традиции встречаются единые повторяющиеся сюжетные ходы:
у отца и матери растут три сына: двое - «правильных», третий - дурак, он и оказывается на поверку настоящим героем;
сюжет сталкивает отца, дочь, властную мачеху и ее дочь (или двух дочерей). Две старших дочери оказываются не готовыми к тем испытаниям, которые выпадают на долю младшей, но она-то и проходит их правильно;
мотив поиска молодой жены. Когда она оказывается не той, за кого себя выдает, молодожену вместо медового месяца предстоит поход за тридевять земель…
О чем это? Невозможно постигнуть сказку нашей современной логикой. Почему Ленивица, честно отвечавшая на вопрос Морозко «Тепло ли тебе, девица?», а Настенька, отвечавшая неправду, выиграла все мыслимые призы? Откуда она узнала, как надо отвечать? Что за этим кроется?
Почему работящие старшие братья оказываются в проигрыше, а младший, несерьезный фантазер, а то и вовсе ленивый, оказывается настоящим героем?
Почему, вообще, волшебные помощники в сказке реагируют негативно на одни слова-поступки и позитивно – на другие?
Что эти герои знают, чего не знаем мы?
В этих шарадах – ключи к пониманию древней культурной традиции, образно говоря, единой матрицы, в которой мы взаимодействуем и развиваемся. Ранее люди последовательно в течение жизни проходили обряды инициации, т. е. посвящения и символического перехода на другой уровень, более высокий, в другую социальную группу. Сейчас эти обряды трансформировались в формальные: окончание школы, получение паспорта, бракосочетание…
На психологическом уровне такие "инициации" утратили многое. (Заинтересовавшиеся могут почерпнуть информацию в книге В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».) Внутренне мы развиваемся по тем же самым законам, что и тысячелетия назад. Вехи в развитии личности в сказках преподносятся в кодированном виде. Соприкосновение со сказкой целительно для нас сегодняшних, взрослых. Проигрывая сюжет, повторяя волшебные формулы, мы можем скорректировать свой жизненный сценарий, пройти так и не пройденные испытания, обрести содержание настоящей инициации.
Еще один пласт, который очень часто затрагивается на сказкодраме, – сиюминутные задачи, сложности:
общение с партнером, детьми и родителями, с собой;
внутренние запреты, страхи, ограничения, ресурсы.
Все это раскрывается, когда люди начинают проигрывать народную сказку. Сказкодрама – хороший вариант оздоровления своего душевного хозяйства в безопасном символическом пространстве