Авторская программа курса артхромотерапии.
Философия жизни и здоровье через рисунок.
В.Г.Федотова
Идея предлагаемого двухгодичного курса занятий (Influens of lines and colours on the personality) заключена в формуле: Линия + Цвет + Рисунок = Внутренний Комфорт (Line + colour + pattern = internal comfort). Эта программа оздоровления и развития основана на психо-физиологическом воздействии линии и цвета.
Использование её в качестве одного из методов артхромотерапии на первом курсе обучения позволяет через влияние на соматическую систему повысить жизнестойкость человека, снизить податливость к стрессам, прививает уверенность в себе. Групповые занятия с элементами психотерапии приучают человека к адекватной самооценке и учат безконфликтному поведению в социуме. Эти качества необходимо воспитывать и поддерживать у любого человека, независимо от того, здоров он или страдает каким-либо недугом, молод или стар, имеет развитый интеллект или живет в потоке эмоций.
Умение рисовать не является определяющим условием успеха. Скорее наоборот, – метод рассчитан на тех, кто либо считает, что не умеет рисовать, либо на тех, кто, действительно, не умеет это делать, а, вернее было бы сказать – забыл, как это делается.
В то же время занятия со студентами, чьи будущие специальности связаны с художественным творчеством и с детьми художественных школ показали полезность данного метода, позволяющего нестандартно подходить к самому процессу творчества. Наряду с овладением некоторыми техническими приёмами рисования, будущие художники получают опыт медитативного рисования, навыки умения видеть невидимое, обучаются психологическим аспектам отображения действительности и на личной практике знакомятся с результатами воздействия графических элементов рисунка и цвета на психо-соматические структуры человека. Для работы с творческими коллективами разработана программа, включающая теоретические занятия по краткому (или более полному) курсу цветоведения и предполагающая обсуждение некоторых вопросов, связанных с психологией восприятия.
Положительный результат использования модифицированной методики в оздоровительных целях был получен в порядке эксперимента, проведенного в клиннике нервных болезней (г.Санкт-Петербург, г. Казань) и в занятиях с детьми, страдающими недугами, связанными с недоразвитием той или иной сенсорной системы (слух, моторика и проч.).
Этот метод в варианте, разработанном специально для детей разного возраста, с применением специальных приёмов суггестивной педагогики в сочетании с индивидуальным подходом, выявляет скрытые особенности характера ребёнка. Это, в свою очередь, открывает возможность для построения модели поведения взрослых при общении с ним, а также даёт возможность определить способы индивидуального психологического воздействия и необходимый в каждом конкретном случае педагогический подход.
Развивающая сторона программы даёт отличные результаты на занятиях в детских группах, независимо от уровня общего развития занимающихся детей.
Абстрактное, ассоциативное, образное и конкретное способы мышления, имеющие свои особенности у каждого человека, непременно декларируются через рисунок, показывая ассиметричность активности правого и левого полушарий мозга. Это, в свою очередь, позволяет определить возможности человека заниматься той или иной деятельностью.
Графические приёмы рисования, работа с симметрией и ассиметрией, обнаружение собственных цветовых представлений не только развивают творческое воображение, но открывают новые возможности самооценки. Метод предусматривает работу в режиме концентрации внимания и в противоположном режиме "недумания", что является своеобразным тренингом.
Программа второго года обучения содержит 2 части и предполагает использование навыков, полученных на первом году обучения. Первая часть – работа с архетипами, с ассоциатиативными и образными представлениями, выявление цветопредпочтений. Вторая часть – цветовой самоанализ – создание цветового портрета личности с целью выявления собственных недостатков и достоинств. После создания портрета «Я – в цвете» осваиваются индивидуальные художественные приёмы для самогармонизации.
Для взрослых занятия могут проводиться в форме семинара, длительность которого зависит от состава группы (возраст, здоровье, проблемы). Минимальное число занятий, наобходимое для краткого ознакомления с приемами атрхромотерапии – 15 – при условии выполнения домашних заданий, что необходимо для коррекции полученных навыков. Если выполнение домашних заданий затруднено, число занятий может быть большим. Продолжительность одного занятия 1.5 – 2 часа.
Цикл занятий рекомендуется начинать осенью. Начало семинарских занятий по усмотрению.
Материалы, необходимые для занятий:
- бумага обычного формата для рисования или черчения, плотная;
- бумага мелованная;
- карандаш простой, мягкий;
- карандаши цветные (не менее 12 цветов);
- фламастеры цветные (не менее 6 цветов);
- восковые мелки цветные ( не менее 6 цветов);
- гелевая ручка с чёрной пастой;
- чёрная тушь;
- акварель (медовая, не менее 12 цветов);
- кисти для акварели (№ 5, 6, 7).