Мировоззрение РАВкус непознанногоНаучное постижение БытияПути самопознанияЭтикаПрикладные умения и навыки
Человек сферыКультуРаТворчествоОбществоОбщениеНаш дом Земля

Статья - "Роли и маски". Учебный тренинг.




Психотерапевтическая авторская программа.

План занятий:

1  занятие. Теория психосинтеза. Работа с субличностями. Осознание. Отождествление и разтождествление.

2  занятие. Техники актерского мастерства: Внимание, воображение, вера.

3 занятие. Работа с телом. Характер. Создание сценического образа. Пробуждение и развитие желаемых качеств.

        4 занятие. Актерский коллектив. Синтез противоречий. Практики решения проблем: «Проблема - как цель».

1 занятие.

Теория психосинтеза. Работа с субличностями. Осознание. Отождествление и разтождествление.


Основные задачи которые мы должны решить в ходе обучения – это научиться разрешать конфликтные ситуации; определять жизненные цели и пути их достижения; корректировать ситуации, а значит и свою судьбу.

Для решения поставленных задач воспользуемся методом и практикой психосинтеза Роберто Ассаджиоли и техниками актерского мастерства.

В нескольких словах раскрою теорию психосинтеза Роберто Ассаджиоли: итальянский психолог определял психосинтез как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил, с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.

Психосинтез нацелен на развитие и совершенствование личности, гармонизацию ее отношений с «Я». На все более полное объединение с центром.

В отличие от психоанализа психосинтез сосредотачивает внимание не на проблеме человека, а на его цели, на том к чему он хотел бы придти. Для того, чтобы выявить отдельные элементы личности и установить над ними контроль применяют метод работы над субличностями.

Субличности – полуавтономные части личности, организовавшись вокруг определенной потребности и став достаточно сложными, стремятся к независимому существованию. Они могут образовываться в разном возрасте и закрепляться через регулярное повторение и закрепление. Зачастую являются психологическим наследием, уходящим корнями в культурное и религиозное прошлое, и бессознательно передаются от родителей детям через копирование, подражание поведению родителей, воспитателей и окружающих людей.

Для своего самовыражения субличности используют наши инструменты – тело, эмоции, мышление. Активизация какой-либо субличности сопровождается определенными телесными ощущениями, позой тела, соответствующим эмоциональным состоянием, мыслями.

Субличности можно выявить через желания, потребности, а можно и через социальные роли, что мы и сделаем.


1.Возьмем лист бумаги и нарисуем ромашку. В центре наше контролирующее «Я», а в лепестках перечислим все наши функционирующие роли, например: мать, жена, дочь, сотрудник предприятия (должность), сестра, садовод, домохозяйка, учитель, ученик, путешественник, и т.д.;

2. Подробно распишем качества соответствующие каждой роли;

3. Выявим качество которое встречается почти в каждой роли или повторяется чаще других.

Именно через это качество «Я» контролирует и объединяет субличности.

4. Задумаемся над тем, какие плюсы и минусы мы получаем от этого качества.

5. Изобразите через позу, мимику, жест выявленное качество, подумайте какого оно может быть цвета, запаха, что вы испытываете: напряжение, угнетение или легкость, радость.

6. Если качества не повторяются, то разделим роли на два столбика, в первом роли в которых мы доминируем (управляем другими), а во втором наоборот роли, при помощи которых мы позволяем, чтобы управляли нами.

7. Проанализируйте полученное соотношение, если есть то, что вас удивило, можете рассказать. Прошу теперь против каждой роли записать только одно основное качество. Что получилось? Не возникла ли потребность, желание которое прослеживается через субличности и идущее к основному центру через противоположности?

8. Не задумываясь, быстро проставьте рядом цифру на сколько процентов реализованы роли.

               9. Выберем одну из ролей и поработаем с ней. Я предлагаю ту, в которой меньше процентов. Погрузимся мысленно в нее и зададим вопрос:

  • Чего я хочу достигнуть, исполняя эту роль?

  • Сколько лет понадобится на реализацию желаемого?

  • Что нужно или кто мне нужен для реализации желаемого?

  • Есть ли на сегодняшний момент то, что мне нужно или тот кто мне нужен?

  • Какие субличности или исполняемые мной роли могут мне помочь?

10. Вернемся к качеству которое вызывает напряжение, можно ли его заменить на другое, с которым так же цель достигаема, но с легкостью.

11. Попробуем изобразить ее через мимику, позу, жест.

В психосинтезе есть понятия: отождествление и разтождествление.

Объясню в двух словах.

  1. Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

  2. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

Когда человек отождествляет себя со своим гневом, страхом, чувством вины, бессилия, это сковывает и ограничивает его. Когда человек говорит «Я в гневе», «Я в ужасе», он как бы помещает себя внутрь своего гнева, ужаса, ограничивает себя ими. Тогда гнев или ужас являются хозяевами человека. И человек как бы подчеркивает такими выражениями свою подчиненность, несамостоятельность в такой ситуации. Если же человек в той же ситуации говорит «меня пытается поглотить волна страха» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», то он как бы отделяет себя от них и тем самым обретает способность беспристрастно наблюдать происходящее, осознавать и анализировать его истоки и последствия.

Существуют упражнения которые мы сейчас разберем и на этом занятие закончим.

Порядок выполнения:

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте глубоких вдохов и выдохов. После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:

          1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного «я». Я ценю инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я - не оно. Я обладаю телом, но я – не тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения. Постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: «я обладаю телом, но я – не тело». Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. откройте глаза и перейдем к следующей части упражнения.

        2. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к грусти, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. «Я» остается неизменным. Меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому мне совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать их, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать. Мне очевидно, что я - не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум- ценный инструмент исследования и самовыражения. Его содержание постоянно меняется., обогащаясь новыми знаниями и опытом. иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мной. Он – не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.

4. Что остается после того как я растождествился со своим телом, чувствами, желаниями, умом, действиями? Кто я в таком случае?

Ответ на этот вопрос я оставлю как домашнее задание, мы можем к нему вернуться на следующем занятии.

 

      2 занятие.

Техники актерского мастерства: Внимание, воображение, вера.

Начнем постигать техники актерского мастерства.

В систему Станиславского включены две части:

А) Работа актера над собой;

Б) Работа актера над ролью.

Работа над собой должна длиться всю жизнь. Заключается она в развитии «гибкости своей души». Что же понимал под эти Станиславский? Он считал, что актер должен уметь владеть своей душой, своим вниманием и телом. Для этого ему дается ряд упражнений, после которых в нем развивается чувство правды и умение находить правильное сценическое самочувствие вообще и в каждой роли в частности.

Работа актера над ролью учит его, как разбираться в материале, как находить самое ценное и нужное, как слиться с ролью и как получить ключ к ней, который позволит ему каждый спектакль быть верным исполнителем ее. Как, наконец, быть разнообразным, ничего не меняя в роли по существу.

Далее ученик должен научиться анализировать свои желания и угадывать желания других. Он должен уметь отвечать на вопросы: «Чего я хочу» и «Чего хочет сейчас другой». 

Итак, о каких упражнениях, помогающих творческому состоянию идет речь? К фактам, помогающим творческому состоянию, прежде всего относится внимание.

В каждую минуту жизни человек получает из внешнего мира громадное количество самых разнообразных впечатлений. В сознание его проникает одновременно все, что видит его глаз, слышат уши, ощущает тело и т.д. Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Если внезапно около вас раздается, например, стук или треск, если глазам внезапно представляется какое-нибудь зрелище или вы заметите резкий, сильный запах и т.п. и помимо своей воли сосредоточивайтесь на одном из этих впечатлений, то внимание ваше по отношению к ним будет непроизвольным. Напротив, если вы сознательно будете выделять то или иное впечатление, например, вы несмотря на уличный шум, будете настойчиво думать о чем – нибудь, будете сознательно направлять свое внимание на собственную мысль, то внимание по отношению к мысли будет вполне произвольным.

Важно еще понимать что внимание неразделимо от интереса. То, что привлекает внимание, становится интересным. Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным, сильным. Бесформенность и расплывчатость исчезнут и ваша игра получит большую убедительность.


Упражнения на развитие внимание.


1.Суть упражнения сводится к следующему:

  • один из желающих будет сосредоточиваться на какой-нибудь мысли;

  • Считать деньги в кошельке;

  • рассмотреть рисунок обоев, картину, предмет, ландшафт;

  • прислушаться к какому-нибудь звуку;

  • производить в уме какое-нибудь арифметическое действие,

а окружающие 5-6 человек настойчиво и одновременно будут задавать сосредоточивающемуся различные вопросы. Необходимо как решить свою задачу так и ответить всем окружающим.

Делается это так. Упражняющийся произвольно переносит свое внимание со своих мыслей на вопросы окружающих, отвечает на них, снова возвращается произвольно к своей мысли, снова отвечает на вопрос и т.д. Упражнение будет иметь смысл только тогда, когда упражняющийся сам владеет окружающими, а не окружающие им, когда он не теряется от массы вопросов, когда они его не развлекают и не отвлекают от той темы, которую он избрал. Каждая минута рассеянности указывает здесь на то, что упражняющийся не владеет своим вниманием.

2.Следующее упражнение. Предлагаю всем образовать круг. Первый человек показывает движение, второй повторяет движение первого и показывает свое движение, следующий повторяет предыдущие и показывает свое и т.д.

              3. В короткий срок (несколько секунд) заметить как можно больше подробностей в чьем – либо костюме и т.д. Такая задача требует большего напряжения внимания, и в этом ее смысл.

              4. Разделимся на пары. Упражнение на внешнее, внутреннее и воображаемое. Задача такая один человек называет всевозможные предметы которые находятся на улице, в помещении, в воображаемом пространстве, а другой все время переводи внимание с объекта на объект. Например: говорит: «на улице», а упражняющийся перечисляет, и т.д., в какой-то момент просит описать предмет. Потом меняются местами.

Дома можете попробовать следующие упражнения.

1. Из массы звуков или голосов выделить один и следить за ним только.

2. Двое одновременно читают вслух, а упражняющийся переносит внимание поочередно с одного читающего к другому. Или одновременно слушать телевизор и радио.

3. Придумать ряд занятий самого разнообразного характера – например, рассматривание журнала с картинками, слушание музыки, танцы, арифметическое вычитание в уме, игра в жмурки и т.д. Затем быстро переходить от одного занятия к другому по указанию кого-нибудь со стороны. При этом надо следить, чтобы переходы были настоящим перенесением внимания от одного занятия к другому, а не внешним изображением сосредоточенности. Последняя ошибка возможна в тех случаях, когда, например, после слушания музыки или чтения быстро переходят к танцам: можно начать делать танцевальные па механически, но настоящее внимание в то же время может еще оставаться на музыкальных звуках, на слышанном рассказе и т.п. Упражнение только тогда будет иметь смысл, когда все внимание удается перенести с одного объекта на другой.

Стараясь сосредоточиться на каком-нибудь объекте, можно впасть в ошибку такого рода: можно стараться «не замечать», «не видеть», «не слышать», «не обращать внимания» на те или иные впечатления, не имеющие отношения к объекту. Но это не правильно. Нужно только одно: быть внимательным к объекту, все же лишнее, мешающее отпадет само собой. Стараясь же «не обращать внимания», «не видеть», «не слышать», мы тем самым нисколько не приближаемся к объекту, но, наоборот, и «видим», и «слышим» как раз то, что не нужно.

Известно, что дети и малокультурные народы обладают большей склонностью к воображению и фантазии, чем взрослые люди и культурные народы вообще. Чем же объясняется это? Конечно, не тем, что дикарь или ребенок от природы обладают большим даром фантазии по сравнению с культурным человеком, как это думают обыкновенно. Дело в том, что как ребенок, так и дикарь обладают очень малым количеством точных знаний, им не доступны данные наук, ставящие все в определенные рамки. Имеющиеся у них представления не систематизированы. Незнание законов жизни позволяет им сочетать образы, не стесняя себя вопросом о том, возможно ли такое сочетание в действительности, они руководствуются в своих фантазиях исключительно чувством.

Говоря короче, дикарь и ребенок наивны, легковерны и благодаря этой наивности и легковерию фантазии их свободны и богаты. Фантазия всегда имеет целью выражение чувств и воздействие на чувства.

Итак, для того, чтобы повысить качество своей творческой фантазии, необходимо развить в себе наивность и воображение.

Ваше тело, внешне сохраняя пассивность, в то время как вы представляете в своем воображении сцену отношений, получает тонкие импульсы, исходящие из ваших переживаний и готовится стать телом вашего образа, усваивает его характер и манеру движения.


Предложу упражнения на развитие наивности (веры).


1.Принимать смешные и необычайные положения, окружать себя необычайной обстановкой и верить, что это необходимо для собственного счастья, для счастья близких, для победы над врагом, для личной услуги приятелю и т.д. Например, сесть на корточки на стул, поставить на голову чернильницу, взять в зубы носовой платок, прищурить один глаз и в таком положении объясниться в любви или провести серьезный разговор.

2.Обращаться с карандашом или каким-нибудь другим предметом, как с заряженным револьвером, острой бритвой, кинжалом, змеей и пр.

3.Ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему раскаленному песку.

4.Представить себе, что игрушки, изображающие животных или людей, на самом деле живые животные или люди.

              5.Играть, подобно детям, в различные игры, например, в лошадки, в машину, в пожарных и пр.

Все это Вы можете продумать и проиграть дома перед зеркалом.

А здесь мы можем выдумать какой-нибудь смешной или необычный ритуал (чествовать короля) и выполнить его с полной серьезностью, верой и наивностью.


Упражнения на развитие фантазии (воображения).


  1. Группа садится за стол. Кто-нибудь произносит какое-нибудь слово. Сидящий с ним рядом, слыша слово, старается уловить самое первое впечатление, которое вызвало в нем только что произнесенное соседом слово, старается поймать первый образ, родившийся в его воображении, и тотчас же передает этот свой образ следующему и т.д. Возникающие таким путем образы бывают так тонки и неуловимы, что передать их словом иногда бывает почти невозможно, поэтому не следует стеснять себя при передаче своих образов способом самой передачи. Пусть это будет жесть, выражение лица, даже нечленораздельный звук – все равно, лишь бы он выражал тот неуловимый образ, который возник в сознании.

Польза этого упражнения такова: стараясь уловить перворожденный образ, научаются тонкому и глубокому проникновению в свои чувства и образы фантазии. Развивается чуткость к ним и избегают грубости по отношению к своим фантазиям. В самом деле: возьмите любое слово, например «часы», и попробуйте, отрешившись от грубого, обычного представления о «часах», проследить что рождает ваша фантазия при первом восприятии этого слова. Может быть, это будет образ какой-то башни с часами на сказочном замке или образ какой-то неуловимой силы «неизбежного часа»! Или, может быть, бой часов у вас в воображении связан с каким-нибудь сильным, памятным вам событием в вашей жизни, и событие это воскреснет в вашей душе вместе с образом часов.

2. а) Кто-то произносит два-три слова. Слушатели фантазируют на тему этих слов. б) То же самое, но с заказанным заранее настроением, то есть заранее определяется, что фантазия на произнесенные слова должна иметь печальный, радостный, возвышенный, грустный, таинственный, мистических характер и т.п.

3. а) Кто-нибудь произносит всевозможные звуки, шумы, стук и т.п. Упражняющиеся садятся к нему спиной и, слушая произносимые им звуки, создают своей фантазией какую-нибудь картину, цельную, связную, отправляясь в своих фантазиях от звуков. б) То же самое, но с заранее заказанным настроением. в) То же самое, но с заранее определенной картиной. Разница между этим последним упражнением и первым в том, что здесь звуки должны быть оправданы задуманной картиной, тогда как там сама картина возникает от звука.

4. Поискать сходства между предметами и определенными людьми, между людьми и животными, фантазировать на тему, каково настроение того или иного неодушевленного предмета, сколько ему лет, каково его естественное положение и т.п.

            5.Выбрать какое-нибудь очень мало вам знакомое лицо (или даже совсем незнакомое) и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях: детство, даже его будущую жизнь и даже его смерть.

6.Вообразить себя гадальщиком, хиромантом и устраивать сеансы.

7.Стараться найти красоту во всяком предмете, во всяком положении, во всякой мысли, картине и т.д.


Сегодня у нас было много упражнений, игр, но вернемся к вопросу прошлого занятия «Кто я?». Начнем этап отождествления.

Повторите медленно и вдумчиво:

  • После отделения своего «Я» от тела, от ощущений, от эмоций, от мыслей я признаю и утверждаю, что я « центр абсолютного самосознания». Я «центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.


Возможно нам поможет упражнение «Диалог субличностей»


Для выполнения этого упражнения потребуется нарисованная ромашка. Итак, закройте глаза, представьте, что вы шагнули в центр круга, и теперь вас окружают ваши субличности.


Медленно поворачивайтесь и наблюдайте за ними.


Может быть, вам покажется, что они разговаривают друг с другом.


Что они говорят?


Какая субличность играет главную роль?


Какие субличности помогают друг другу?


Какие борются друг с другом?


Узнаете ли вы свои привычки, стереотипы, повторяющиеся ситуации из обыденной жизни?


Попробуйте так поговорить с этими образами, чтобы между ними воцарился мир. Можете ли вы помочь им получше понять друг друга?


Могут ли их взаимоотношения стать лучше?


Что им нужно от вас?


Что вам нужно от них?


Запишите самые важные наблюдения.


На дом хочу дать задание. Мы будем работать с его результатом на следующем занятии. Запишите ваше размышление о событии которое оставило большое впечатление в вашей жизни от начала до конца. Я бы назвала это маленький рассказ. 

3  занятие.

Работа с телом. Характер. Создание сценического образа. Пробуждение и развитие желаемых качеств.


Тело может развиваться под влиянием душевных импульсов. Вибрации мысли (воображения), чувства и воли, пронизывая тело человека, делают его подвижным, чутким и гибким.

Четыре качества присущи истинному произведению искусства: легкость, форма, целостность (завершенность) и красота.

Вы как актер можете победить тяжесть своего тела и всех средств выразительности на сцене своей внутренней силой.


Упражнение «Легкость».


Вспомните моменты из вашей жизни, когда вы были в тяжелом, подавленном или, наоборот, легком, веселом настроении. Сравните их. Тяжесть или легкость переживались вами не только в душе, но и в теле. Сосредоточьтесь на некоторое время на воспоминаниях пережитой вами легкости.

Стоя спокойно и прямо, доведите до своего сознания две противоположные мысли: «я прикован к земле тяжестью моего тела» и «прямое положение моего тела, устремляющегося вверх от земли, освобождает меня от тяжести материи». Сосредоточьтесь на второй мысли. Время от времени возвращайтесь к этому упражнению.

Делайте простые упражнения, стараясь достигнуть легкости. Повторяйте одно и то же движение по много раз. Не принимайте ошибочно слабость за легкость. Сохраняйте необходимую силу и при легких движениях. Постепенно переходите ко все более широким и сложным движениям. Упражняйтесь в прыжках.

Сделайте несложную импровизацию с немногими словами, стараясь вызвать в себе внутреннюю и внешнюю легкость.

Перейдите к импровизации с тяжелыми настроениями и действиями, но выполняйте их с возможной легкостью. Тяжелые движения, настроения и речь на сцене способны подавить и даже оттолкнуть зрителя, если вы, поддавшись им, сделаете тяжелой и вашу игру. Тяжесть может быть показана на сцене только как тема, но не как манера игры.

Приучайтесь делать с легкостью все ваши упражнения. Легкость близка к чувству юмора.


Упражнение «Форма».


Сделайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. Отграничьте его таким образом от всякого до и после. Изучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Начните работать над его четкой формой. Смысл упражнения заключается не только в том, чтобы найти четкую форму для данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. Переходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполняемого и хорошо сформированного жеста.

Проделайте тот же жест в вашем воображении. Добейтесь и в этом случае эстетического удовлетворения. Перейдите к более сложным жестам.

Работайте таким же образом над словами и фразами. От коротких и простых переходите к более длинным и сложным.

Перейдите к коротким импровизациям, стараясь во время игры сохранять по возможности чувство формы. В импровизации может оказаться много «начал» и «концов» - старайтесь мимолетно отметить их в своем сознании. Избегайте резкости, которая может вкрасться в ваши упражнения. Это может случиться, впрочем, только если ваше представление о форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, но внутри, в душе.


Дальнейший шаг состоит в усвоении известных идей. Я привожу здесь некоторые из них в сжатом виде.

Различным образом связаны с землей человек и животное. В то время как животное всеми четырьмя конечностями касается поверхности земли – руки человека свободны. Позвоночник животного расположен параллельно земной поверхности – человек стоит прямо. Голова животного наклонена к земле – голова человека устремлена вверх. По сравнению с животным тело человека свободно и может служить его высшим, творческим целям. Вживитесь в различие форм животного и человеческого тела и постарайтесь по – новому оценить преимущества вашего тела.

Вдумайтесь в форму и положение головы человека. В своей завершенности (округлости) она отображает космос. Покоясь на плечах и шее, обращенная вверх, к солнцу и звездам, она исполнена творческих идей и образов. Ее выразительность на сцене – в ее положении по отношению к телу. Искусственная мимика лица, гримаса, уничтожает выразительность головы. Гримаса- попытка делать «жесты» головой. Голова не предназначена для «жестов», и всякое усилие привести в движение мускулы лица – не эстетично. Лицо и в особенности глаза сами отражают внутреннюю жизнь актера на сцене, если он отказывается от насильственной мимики.

Руки человека – наиболее подвижная и свободная часть его тела – связаны с чувствами. Ритмы дыхания и биения сердца в груди (в сфере чувств) непосредственно вливаются в руки, делая их выразителями тончайших настроений и чувств. Актеры часто забывают, как выразительны могут быть их руки.

В ногах человека выражается их воля. Вглядитесь в походку человека, и вы увидите индивидуальные особенности его воли. Воля бывает не только сильная и слабая. Есть воля сильная, но быстро ослабевающая, и воля длительная, возрастающая от столкновения с препятствиями; воля гибкая, подвижная или неподвижная; воля сознательная, пробужденная или спящая; воля протестующая, не терпящая вещей, как они есть; воля социальная, находящая радость в совместных усилиях многих, или, наоборот, воля, слабеющая при совместной работе; воля прямая, не прямая, внешняя, внутренняя, духовная, материалистическая, эгоистическая и т.д. Наблюдайте походки людей, стараясь определить характерные особенности воли. Разумеется, руки человека также проникнуты волей, но в них она окрашена чувствами.

Мысли, упражнения и наблюдения такого рода постепенно научат вас иначе переживать и пользовать свое тело на сцене как движущуюся форму, как инструмент, при помощи которого вы воплощаете ваши художественные образы.

Третье из упомянутых мною качеств – целостность (завершенность) – является результатом способности художника переживать свое произведение как единое целое.

Вы, как актер, играя на сцене, творите во времени. Вы продвигаетесь последовательно от начала к концу. Поэтому начало и конец являются объединяющими моментами в вашей игре.


Упражнение «Целостность».


Старайтесь воспринимать явления вокруг вас в их целостности (людей, животных, растения, камни, архитектурные формы и т.д.).

Глядя на пейзажи, старайтесь увидеть отдельные их части как завершенные, целостные картинки (фильмовые кадры).

Рассмотрите в воспоминании проведенный вами день, стараясь и в нем найти периоды, представляющие собой более или менее завершенное целое.

Делайте то же по отношению к вашей прошлой жизни и предполагаемой будущей (в связи с вашими планами, идеалами и целями).

Попробуйте на примере вашего домашнего задания просмотреть есть ли целостность сюжета.

Еще одна серьезная тема – характер. Есть поговорка: «посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку пожнешь характер».

Роли которые мы играем, идут от нашей натуры, в них много общего, заигранного, поэтому и есть схожесть качеств. Как правило от нас партнер уже знает, что ожидать. Мы даем возможность нами манипулировать. Создание индивидуального характера – это перевоплощение.


Я предложу четыре способа создания индивидуального характера.


  1. Выберем для работы образ героя, который вам интересен или кого-нибудь из тех людей которые участвуют в вашей жизни. Можете использовать ваше домашнее задание, где вы уже описывали героя, теперь можете применить способы которые мы сейчас разберем с его участием.

Сравните его с собой. Задайте себе три вопроса. Первый: в чем разница между тем, как думаю я и как думает мой герой? Иными словами какая разница между моим умом и его? Вы можете обнаружить, например, что ваш герой соображает намного быстрее, чем вы, или, напротив значительно медленнее. Или что он вкладывает в свой мыслительный процесс больше страсти, чем вы, или что вы формулируете и оттачиваете свои суждения с большей точностью и ясностью, нежели ваш герой, рассуждающий довольно туманно. Чем больше вы найдете различий между вашим сознанием и сознанием вашего героя. тем легче, яснее, реальнее вы начнете понимать суть создаваемого вами образа и то, какие средства понадобятся вам при исполнении роли.

Затем попытайтесь найти разницу между своими чувствами и чувствами вашего героя. Здесь может обнаружиться, например, что, тогда как вы натура страстная, вспыльчивая, склонная любить и прощать и т.д., ваш персонаж – человек сдержанный и холодный, который никогда не выходит из себя и склонен осуждать окружающих.

Затем точно так же сопоставьте волю – вашу собственную и вашего героя. Быть может, вы обладаете сильной, непреклонной волей, в то время как ваш персонаж – человек слабовольный, бесхарактерный. Быть может. вы с большей настойчивостью и постоянством стремитесь к поставленной перед собой цели и никогда не отступаете от намеченного, а ваш герой, напротив, забывает о том, к чему стремился, теряет из виду собственные цели.

Соберите и запишите все, что вы обнаружили по части различий между вами и вашим героем в этих трех областях: ум, чувства, воля.

Главный секрет победы, знать своего противника. Идти к нему на встречу, подражая ему, но в конце использовать свои сильные стороны. Это техники айкидо.

Теперь несколько слов о другом способе создания сценического образа.

Начните с наблюдения за окружающими вас людьми. Естественно, вы увидите, что каждый человек отличается от другого. Можно более или менее подробно описать, в чем заключается эта разница, но я предлагаю определить это различие без слов. Как это сделать? Очень просто.

Секрет подобного рода наблюдения заключается вот в чем. У каждого человека есть «центр», к которому сходятся все его психологические качества и особенности.

Чтобы было понятнее, о чем идет речь, - несколько примеров. Скажем, вы встречаете человека себялюбивого и высокомерного. Где центр, где суть этого человека? С помощью творческого воображения вы легко представите себе, что его высокомерие и снобизм внешне могут выражаться, например, в слегка вздернутой брови; в челюсти, выдающейся вперед; в едва заметной кривой ухмылке, постоянно играющей на губах, или, возможно, в нижней части позвоночника, от чувства собственного превосходства. Все эти точки, все эти части тела мы можем условно назвать «центром», воображаемым центром его существа.

Еще пример. Вы наблюдаете женщину – очень дотошную, любопытную. ЕЕ «центр» заключен в кончике носа, или, может быть в глазу. Вы можете обнаружить ее центр в затылке – эта женщина вытягивает голову, что бы не пропустить чего-нибудь, что происходит в данный момент поблизости. Кстати, воображаемый центр может быть расположен и вне пределов телесной оболочки героя.

Вот, например, добрый, искренне любящий человек, всегда обуреваемый желанием помочь другому. Его «центр» можно легко вообразить в других людях, в тех, кого этот челок любит. То же самое может оказаться при наблюдении человека, полного ненависти. Его «центр» можно будет с легкостью обнаружить в ком-нибудь из тех, кого этот тип хочет уничтожить. Или представьте себе сильного, волевого, энергичного до агрессивности мужчину. Он просто не сможет удержать свой центр в пределах собственного тела. «Центр» этот будет обнаруживаться подобно некоему фантому в различного рода делах и событиях, происходящих вокруг этого человека.

Где бы «центр» не находился, он всегда обладает определенными, лишь ему присущими качествами. «Центр» может быть велик или мал, темен или светел, горяч или холоден, тверд или мягок, он может нести в себе агрессивность или чувство покоя. Пользуйтесь своими критериями оценки, доверяйте своему воображению, своей интуиции, таланту.

Я предлагаю поиграть с заданным центром. Для этого я задам каждому центр, а вы при помощи экспликации продумаете образ и сыграете его.

Вернемся к теории. Третий способ перевоплощения можно назвать «игрой с воображаемым телом». Техника использования «воображаемого тела» очень похожа на все то, о чем мы говорили мы говорили применительно к воображаемому «центру». Попробуйте представить тело своего героя. Вы отмечаете, что оно не похоже на ваше. Может ваш воображаемый герой выше или ниже вас; более худой или наоборот толще; сутулится, шире в плечах, грудь больше и т.д. Попробуйте себя представить в воображаемом теле, что меняется в вашей психологии? Начните говорить, двигаться, вести себя так словно вы действительно выше. Все должно произойти само собой, вам не Наде себя заставлять. Что происходит с вашим мироощущением, с вашим реальным обликом, если вы доверитесь этому «воображаемому телу» в которое вы только что вошли? Главное правильно понять, что в этой игре с» воображаемым телом» участвуют три элемента. Характер, «воображаемое тело» и ваше тело. Вы не сможете понять характер, если проигнорируете тело вашего героя.

Четвертый способ перевоплощения самый простой. Составьте перечень всех действий, которые совершает ваш герой в сценарии, описанном в вашем домашнем задании. Это должны быть и важные действия, и совсем незначащие движения, даже все входы и выходы, моменты, когда ваш герой встает или садится, просто поворачивает голову, бросает взгляд на партнера, или молча сидит и прислушивается к словам других персонажей. Когда этот перечень будет готов, постарайтесь выполнить все, что в нем значится, в соответствующей последовательности.

Теперь, если у вас сложилось некоторое представление о вашем герое, можете сравнить его с первоначальным представлением о нем.

Несомненно, чем богаче ваш опыт и Познания, тем ярче становится ваша игра. Эти два процесса можно сравнить с дыханием: выражая себя, вы выдыхаете, вбирая в себя - вы вдыхаете.

Подлинный актер умеет создавать маску, а затем носить ее и пользоваться ею.

Что служит маской на сцене? Не что иное, как наша роль, исполняя которую мы создаем характер. Для того, чтобы носить маску и при этом оставаться искренним, правдивым, сохранять свое достоинство, нужно перевоплотиться в эту маску, стать ею.


Предложу вам технику из психосинтеза:

«Пробуждение и развитие желаемых качеств»


Цель настоящего упражнения « создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Я предлагаю на этом занятии поработать с качеством – спокойствие.

Техника выполнения:

  1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии спокойствие, постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества. Запишите все идеи и образы, появляющиеся в процессе занятия

  2. Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в вашем мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его.

  3. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии.

  4. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие» Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клеточку вашего организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним.

  5. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения).

  6. Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником

  7. Напишите слово «спокойствие» на табличке, используя шрифт и цвета, которые, по вашему мнению, наиболее отражают его смысл. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным. При каждом взгляде на нее попытайтесь вспомнить ощущение спокойствия и воспроизвести его.

Это упражнение по развитию желаемых качеств может стать основой достаточно обширной программы .Вы можете прибегнуть к помощи поэзии, музыки, фотографии, драматургии, танца, живописи.

В отдельных случаях может возникнуть отрицательная реакция на упражнение. Значит существуют блоки которые мешают проявлению желаемого качества. В любом случае надо тогда разбираться в проблеме или выходить через катарсические техники. Я их применяю в классе «Релакс».(по классу "Релакс " обращайтесь в кабинет психолога.)


Иногда цели проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное.

Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся.

Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями.

Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.

Попробуйте пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут.

А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут.

И, наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените. Что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течении 10 минут записывайте то, что придет вам в голову 

4  занятие.


Актерский коллектив. Синтез противоречий. Практики решения проблем: «Проблема, как цель».


Как бы ни был талантлив актер, он не может в полной мере свое дарование, если внутренне изолирует себя от коллектива. Он должен развить в себе способность коллективной импровизации, восприимчивость к творческим импульсам других.

Творческий коллектив состоит из индивидуальностей. Он не должен превращаться в массу, поглощающую в себе отдельные личности.

Сегодня у нас много упражнений.


Упражнения «Чувствование». (онтопсихология)


Один из желающих закрывает глаза и пытается, не касаясь к человеку, узнать его. Для этого необходимо внутреннее чувствование энергии, темперамента, размеров исследуемого объекта.


Упражнение «Стиль».


Участники выбирают тему, например: печаль, мщение, победа, экстаз, благоговение и т.п. – и затем на выбранную тему строят ряд пластических групп в разных стилях. В качестве стилей они берут сначала трагедию, драму, комедию, водевиль, клоунаду.

Упражнение производится следующим образом: медленно с разных концов комнаты, наблюдая друг за другом, участники сходятся одновременно к центру, где должна быть образована группа. Каждый стремится найти для себя позу, которая гармонировала бы с темой, с позами других и была бы подсказана выбранным для упражнения стилем. Постепенно группа образовывается сама собой. Участники должны осознать гармонизующую и объединяющую силу стиля.

Вариации упражнения:

  1. Участники сходятся к центру комнаты один за другим. Первый вошедший, найдя позу, соответствующую теме и стилю, ждет, пока к нему последовательно присоединятся остальные.

  2. После того как группа сформировалась и движение в ней прекратилось, участники снова начинают двигаться, стараясь и в движении сохранить найденные гармонию, стиль и характер, продиктованные темой.

  3. Можно разделить группу пополам и через композицию, представленную одной половиной донести ее смысл до другой. Втора половина группы должна ответить.

  4. Разбить группу по трое человек. Один из троих создает жест, второй дополняет его, третий достраивает свое видение, потом опять первый продолжает композицию и т.д.

  5. Игра «Путаница»

  6. Игра «отзеркаливание».

  7. Попытаться найти различные варианты выражения слов через жесты. Например: Мы это не проходили! Бабушка сказала, молоко убежало.

  8. Упражнение с партнером. Задается какое-нибудь чувство или эмоция. Партнер пытается из тела слепить как эта эмоция выглядит в жесте.


Сейчас сменим активные упражнения на пассивные и поработаем над разрешением проблем.

Мысленно войдем в сказочную страну. Но перед дорогой подготовим очень важные вопросы (нерешенные проблемы), которые часто возникают, а ответа или решения вы еще не нашли или хотите проверить правильность найденного ответа или выбора. Здесь вы можете воспользоваться домашним заданием. Поставьте вопрос, что вам мешает достичь цели?


Упражнение «Сказочные герои».


Итак, вдохнем и выдохнем перед дорогой и войдем в сказочную страну, вы открываете тяжелые ворота и оказываетесь на тропе. Окружите себя сказочной атмосферой и отправляйтесь в путь. Ваш путь полон встреч и приключений. Встречая сказочного героя, поприветствуйте его и спросите: согласен ли он с вами дружить? Почувствуйте окрас его ответа. Какой окрас его ответ вызвал в вас. Попросите его рассказать о себе:

  • Где он живет?

  • Какой у него характер?

  • Какими обычно делами он занят?

  • Легко ли ему живется?

  • Есть ли у него друзья или враги и кто они?

  • Может ли он помочь вам в вашем вопросе или проблеме?

Все что вы увидели, услышали, почувствовали обязательно надо записать. Не забудьте с благодарностью попрощаться с героем.

Ваш путь продолжается и только вы можете знать где его конец. Поэтому прошу не торопиться, полностью насладится всеми сюжетами, составить целый рассказ и пережить его.

Я могу помочь вам только тем, что подкреплю созданную вами атмосферу и встречу в конце сказки, с нетерпением ожидая ваших историй.

Проведем анализ вашего путешествия.


Упражнение «Синтез».


Чтобы достигнуть состояния внутренней гармонии, необходимо выявить и осознать свои полярные качества и примирить их.

Вернемся к нашим сказочным героям. Вспомним, о каких врагах упоминали наши герои. Разделим чистый лист бумаги пополам и на одной половине запишем качества героя, а на другой половине качества его врага.

Итак, два полюса друг против друга. Вдумайтесь в их содержание, в возможность их взаимодействия.

Теперь ниже или на другом листе бумаги нарисуйте эти два полюса и изобразите их взаимодействие. Это могут быть: конфликтное столкновение, пробный контакт, отвращение и т.д.

Продолжайте делать рисунки, и пусть взаимодействие этих полярных качеств вырисовывается в какую-либо форму. Синтез может быть спонтанным: две части соединяются в одно целое. Если новое целое возникло, не бросайте его, а постарайтесь понять, что оно собой представляет и каково было ваше состояние, в котором появился этот образ. Затем запишите все, что вы испытали и сделайте предположение, как новый синтез мог бы осуществиться в вашей жизни.


«В конце концов, из всего, что мы изучаем, мы усваиваем только то, что применяем на практике»

Гете. 

Теперь, когда мы частично познакомились с творческими техниками, постигающими каждым профессиональным актером, перейдем к поиску тех ролей, которые вам близки. Для этого используем наше воображение и углубимся в свою первую ромашку. Выделим из ее лепестков субличность, роль которой не совсем вам удается. На листе бумаги распишем диалог с партнером, выберите ситуацию которая осталась в памяти. Иначе это называется: «создание образов (Экспликация).

Выберите из группы партнера, с которым вы отработаете записанный текст. Могу предложить вариант «взгляд со стороны» - когда ваш текст проиграют другие, а вы, являясь режиссером, оцените свой сценарий. Следующее занятие посвятим полностью игре со сцены. Можете в маске использовать предметы, одежду, макияж и т.д. 

Дополнение к программе из практик Владимира Леви.

«Постановка цели». «Осуществление желаемого».

В нашей обыденной повседневной жизни мы говорим о самих себе «я»: «Я хочу, я чувствую, я думаю». Это наше «я» мы отождествляем с нашим телом, привычками, образом жизни, семейным и социальным положением и т.п. Но таково ли «я» человека, находящегося в творческом состоянии? Вспомните себя в счастливые минуты. Что происходит с вашим обыденным «я»? Оно меркнет, уходит на второй план, и на его место выступает другое, более высокое «я». Вы прежде всего чувствуете его душевную силу, и при том силу иного порядка. Она пронизывает все ваше существо, излучается из вас в ваше окружение. Вы чувствуете: сила эта связана и с вашим телом, но иначе, чем сила обыденного «я». Свободно излучаясь вовне, она почти не напрягает ни мускулов, ни нервов вашей физической организации, делая вместе с тем ваше тело гибким, эстетичным и чутким ко всем душевным волнения. Тело становится послушным проводником и выразителем ваших творческих импульсов.

Согласитесь, что творческое вдохновение спонтанно и естественно, как дыхание окружающего мира.

Мы можем многому научиться у природы. В частности, именно в природе мы наблюдаем отрадное постоянство времен. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного расцвета, созревают плоды. Осень позволяет собрать урожай, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового рождения.

Если мы хотим собрать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. Если же мы привязываемся лишь к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Точно так же и в нашей собственной жизни мы можем достигать зрелости и пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возникновения нового.

Сегодня, на занятии мы будем учиться творить свою судьбу. Человеку трудно увидеть свои ошибки или недостатки, все это лучше видится со стороны.

Если вы хотите в полной мере освободить ваши творческие силы, вы можете помочь себе в этом, последовав простому практическому совету Рудольфа Штейнера. Заключается он в том, чтобы выработать в себе способность до некоторой степени смотреть на себя самого в жизни со стороны, объективно как на постороннего. Такая способность в значительной степени раскрепостит ваше творческое «я», и оно все чаще и чаще будет дарить вам минуты вдохновения. Ваша творческая индивидуальность поразится своим находкам.

Можно представить себе игру другого актера и постараться увидеть себя самого исполняющим тот же отрывок.

Для тренировки, поиграем.

  1. Произнести любое слово, например, «да»: заикаясь, утвердительно, удивленно, восторженно, задумчиво, скорбно, иронически, громко, тихо, кратко, растянуто, вызывающе, нежно, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе как «нет».

  2. Прочтите текст: «Однажды в студеную, зимнюю пору…»: шепотом, с максимальной громкостью, переходя волнообразно из одного в другое с пулеметной скоростью, со скоростью улитки, как будто вы страшно замерзли, как будто во рту у вас горячая картошка, как будто вас через 10 минут расстреляют.

  3. то же самое, в сочетании со всем вышеперечисленным, как бы его прочел: марсианин; лошадь, только что научившаяся говорить; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, и вы этим текстом должны объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, другой возможности нет.

  4. Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии; пчела на цветке; кассир на своем рабочем месте;, обезьяна, изображающая как сидите вы; побитая собака; торжествующий петух; кот, имеющий намерение пойти погулять; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; поросенок на кактусе; Гамлет, принц датский; наездница на лошади; беременная женщина.

  5. Уловите самочувствие и походите, как ходит: как ходит младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; пьяный; артист балета; горилла; Дон Кихот; больной сильным радикулитом; представительница древнейшей профессии; Ромео в нетерпеливом ожидании.

  6. А как идет дождь? Изобразите, почувствуйте свежесть.

  7. Улыбнитесь, как улыбается: очень вежливый японец, собака своему хозяину, само солнышко, мать своему младенцу.

  8. Нахмурьтесь, как нахмуривается: король Лир, ребенок у которого отняли игрушку; человек желающий скрыть улыбку; Наполеон; рассерженный павиан.

  9. Попрыгайте, как прыгает: кузнечик; кенгуру; козел; воробей; профессор, изображающий обезьяну.

  10. Возьмите простое действие, например: убрать комнату, накрыть стол, найти затерянный предмет и т.д. Повторите это действие 10-20 раз, не повторив при этом ни одного движения, ни одного положения, уже использованных вами. Это упражнение пробудит в вас уверенность в себе, изобретательность и что важнее всего стереотипное мышление.


Упражнение «Превращаем проблемы в цели».


Это упражнение дает участникам возможность составить общее представление об их повседневных проблемах и сформулировать наиболее важные из них в виде целей.

У каждого есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.

1. Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом. Но я усложню задачу. Пусть эти вопросы задает вам один из ваших сказочных героев. Чтобы его глазами вы могли видеть себя со стороны, и постарайтесь не упустить ни малейшей детали.

  • Что ты действительно хочешь делать, иметь, чего хочешь достичь?

  • Что еще может доставить тебе удовольствие?

  • В каких сферах жизни ты хотел бы усовершенствовать свои способности?

  • Что в последнее время занимало твои мысли, тяготило или сердило?

  • На что ты чаще всего жалуешься?

  • Что создает тебе больше всего забот?

  • Что заставляет тебя чувствовать себя тревожно или напряженно?

  • Что дает возможность чувствовать себя уютно?

  • Что тебя больше всего расстраивает?

  • Что стало в последнее время тебя раздражать?

  • Что ты хотел бы изменить в своем отношении к самому себе?

  • Что тебе надо изменить в себе?

  • На что у тебя уходит слишком много времени?

  • Что тебе очень сложно делать?

  • От чего ты быстро устаешь?

  • Как ты мог бы лучше распределять свое время?

  • Как ты мог бы разумнее расходовать свои деньги?

  1. Теперь опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более объективно.

  2. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. Что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?

6. Запишите свои соображения


Упражнение «Объявления»


  1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем. Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания.

    • Закончит учебу;

    • Не болеть, и чтобы не болел никто из значимых людей;

    • Иметь достаточно денег;

    • Любить;

    • Быть любимым;

    • Достигнуть успеха в работе (бизнесе)

  2. Теперь, когда вы составили полный перечень желаний, прошу набросать объявления. Вы можете написать объявление о поиске партнера, друга, ребенка, консультанта, сотрудника и т.п. или о покупке дома или квартиры или же изобрести абсолютно новую разновидность объявлений. Указывайте в каждом объявлении, что именно вы ищете, каковы ваши конкретные пожелания и что вы готовы предложить взамен. Снабдите тексты объявлений своими координатами. Где вы хотели бы опубликовать объявления? Если вам не удается подобрать подходящую газету, воспользуйтесь услугами кого-либо из сказочных героев. Кому из них вы поручили бы расклеить или раздать ваши объявления.

  3. Все написанное вами нужно вложить в книгу сказок и поставить вместе с другими книгами на полку.


Упражнение «Радуга».

Для многих участников медитативное рисование, которым они будут заниматься в ходе этого упражнения, представляет собой идеальный способ осознания важных жизненных целей. У нас есть прекрасная возможность задуматься о будущем определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас.

Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желательное для вас, идеально подходящее вам.

Нарисуйте радугу, а там, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь прежде всего на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам в голову будут приходить различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели. Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете рисовать ее символически или реалистично, или совмещая оба эти способа. На это отводится 20 минут.

А теперь взгляните на свой рисунок и мысленно представьте себе ответы на следующие вопросы.

  • Как мне достичь своей цели?

  • Что зависит от меня, а что - от других?

  • Какие препятствия могут встретиться на пути?

  • От чего мне возможно придется отказаться?

  • Что я выиграю?

  • Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?

  • Как я отношусь к этой цели?

На эти размышления у вас есть 5 минут.


Упражнение: «Стратегии судьбы».


Вспомните ситуацию, когда-то произошедшую с вами, результат которой вы хотели бы изменить. Мысленно возвращаемся в прошлое, в ключевую точку, от которой вы хотели бы начать все сначала. У вас, конечно же, есть различные варианты. Запишите их на листе бумаги. Теперь, когда у вас есть несколько путей, встаем мысленно на ключевую точку, прикладывая последовательно каждый из продуманных путей, и стараемся увидеть возможный результат. Записываем, что получается Когда проделаем полностью упражнение, прошу остановиться на одном из результатов.

Теперь я задам вопросы:

Сильно новый результат отличается от реального?

Какие возможные препятствия вы не учли или не заметили?
Какой урок или опыт вы извлекли из реального результата?



Дорогие друзья, моя авторская программа апробирована и дала превосходные результаты. Если Вам трудно заниматься самостоятельно и Вы хотите встреч и занятий в реалии, то жду Ваши голоса и запись по телефону
8 (921) 962-11-71




Просмотров: 6703


Статья впечатлила? Оцените

Оценка: -0.08

-2      -1      0      1      2     

Оценочная шкала от -2 до + 2 поможет автору понять реакцию читателей на прочитанное, найти свою аудиторию и перспективы роста








© Журнал RA Homo Novus. Все права защищены. Копирование информации возможно только в случае письменного согласия редактора журнала.   На сайте зарегистрировано 1090 человек (он-лайн 4)