Мировоззрение РАВкус непознанногоНаучное постижение БытияПути самопознанияЭтикаПрикладные умения и навыки
Человек сферыКультуРаТворчествоОбществоОбщениеНаш дом Земля

Статья - "Влияние психологических факторов на возникновение соматических заболеваний"




«Влияние психологических факторов на возникновение соматических заболеваний.»

Содержание:

Введение.

1. Исследование взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме человека.

1.1. Физиологические основы психики.

1.2.Взаимосвязь работы автономной нервной системы и внутренних органов.

1.3. Мотивация и последствия отказа от поиска.

2.Исследование психологических факторов, способствующих возникновению и развитию соматических заболеваний.

2.1.«Механизмы» психической деятельности.

2.2. Эмоции и их влияние на здоровье человека.

2.3. Стресс и его влияние на человека.

2.4.Влияние особенностей личности на возникновение соматических заболеваний.

Список литературы.


Введение.

        Психосоматика - направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний.

    Любое психосоматическое заболевание является результатом взаимодействия человеческого организма как системы на воздействие окружающей среды.

      Существует огромное количество факторов, способных вызвать психосоматическое заболевание. Все реакции организма человека сформировались в ходе длительной эволюции человека в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды. Какая-то часть этих реакций, целесообразная с точки зрения выживания человеческого вида, закрепилась в обмене веществ и стала наследственной особенностью. Таким образом, индивидуальная в прошлом форма ответа на определенные средовые влияния оказалась запрограммированной для последующих поколений. Иными словами, то, что является эндогенным для данного субъекта, было экзогенным для его предков. На этом чрезвычайно сложном пути эволюции человека изменялись не только реакции приспособления организма к среде обитания, но и сама среда. Человек постоянно занимался преобразованием среды, приспосабливая ее к себе. И эти преобразования, в свою очередь, изменяли самого человека. Встреча с вредоносным фактором еще не означает фатальной неизбежности заболевания. Так, среди находящихся в тесном контакте с инфекционными больными всегда имеются лица, нечувствительные или малочувствительные к инфекции. Для того чтобы неблагоприятное воздействие вызвало заболевание, необходимо определенное состояние организма.


    В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения на психическое состояние.

     Психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной - это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни. В настоящее время термин психосоматическая медицина имеет два значения: одно связано с его применением в области медицины, второе - к болезням, в которых важную роль играют психологические факторы.


     1. «Исследование взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме человека».

 
1.1. Физиологические основы психики.

      Любой живой организм на протяжении всей своей жизни тесно связан с окружающей средой. Если проанализировать жизнедеятельность животного, то мы убедимся, что она состоит из реакций на внешние раздражители и на изменения, происходящие внутри организма. Всякий живой организм в процессе своей жизнедеятельности получает из окружающего мира различные чувственные раздражения - тактильные, световые, звуковые, обонятельные, вкусовые, накапливая их и реагируя по мере надобности серией движений, будь то крик или ползание, хватание или бег, а также нарушением внутреннего состояния, что выражается в изменении обмена веществ, в молекулярных физико-химических изменениях в клетках, тканях и органах.

      Роль аппарата, воспринимающего и анализирующего раздражения и обеспечивающего ответную реакцию, у всех живых существ выполняет нервная система. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы, носит название рефлекса.

     Для того чтобы лучше разобраться в психической деятельности человека, усвоить ее значение, изучить механизмы и последствия ее нарушения, надо твердо знать основные закономерности высшей нервной деятельности, установленные выдающимися отечественными учеными - И.М. Сеченовым (1829-1905), И.П. Павловым (1849-1936), Н.Е. Введенским (1852-1922), А.А. Ухтомским (1875-1942) и их последователями.

    И.М. Сеченов доказывал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по происхождению являются рефлекторными. Рефлекс заканчивается действием, чаще всего - движением. Но ведь и «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, - писал И. М. Сеченов,- сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. По его мнению, мышца служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна производить бессознательные умозаключения (иначе говоря мыслить). Из этого явствует, что рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позволяла определить расстояние между предметами, их величину и т.д. чисто «автоматически», без вмешательства сознания), то теперь, как было аргументировано показано Сеченовым в трактате «Элементы мысли» (первое издание опубликовано в 1878 году), из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные. Опираясь на свое великое открытие - установление процесса торможения в центральной нервной системе, И.М. Сеченов показал, что не всякая мысль, возникшая у человека, сразу же переходит во внешнее действие. Мысль - это обычный рефлекс с задержанным концом, в то время как страсти - это рефлексы с усиленным концом. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) «уходит вовнутрь», превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом.

      Многое в физиологии и психологии объясняет разработанное академиком А. А. Ухтомским учение о доминанте. Он показал, что из множества рефлексов, которые могли бы возникнуть в каждый данный момент вследствие различных раздражений, воздействующих на организм, фактически осуществляются сравнительно немногие. Дело в том, что в нервных центрах той дея­тельности, которая в данный момент становится ведущей, «доминирующей», возникает очаг повышенной возбудимости, который привлекает к себе раздражения, адресованные в другие, в данный момент не доминирую­щие центры. Так, если воздействовать на лапу собаки электрическим током в момент, когда животное глотает пищу, то лапа отдергиваться не будет, а только усилится акт глотания. Принцип доминанты очень важен для понимания процесса внимания и для объяснения физиологической основы сознания человека.

       Физиология высшей нервной деятельности и психология едины, но они не тождественны. Психология имеет собственный предмет изучения и собственные методы, приемы изучения психических процессов и личности человека.



1.2. Взаимосвязь работы автономной нервной системы и внутренних органов.

         Чтобы понять зарождение психосоматических заболеваний, необходимо кое-что сказать об анатомии и физиологии нервной системы. В нервной системе имеются различные уровни, от высших и наиболее сознательных до бессознательных и более или менее автоматических центров, ответственных за адапта­цию положения тела, поддержание равновесия и координацию движений. Но, помимо центральной нервной системы, включающей и себя головной и спинной мозг с сенсорными и моторными нервами осуществляющими передачу в обоих направлениях, существует и более примитивная система, известная как автономная нервная система, образованная двумя тонкими нервными цепочками с ганглиями или узлами нервных клеток, располагающимися на расстоянии друг от друга по обеим сторонам позвоночного столба позади брюшной полости, таза и грудной клетки. Солнечное сплетение в верхней части брюшной полости представляет собой один из таких ганглиев, и, в точности так же, как нервы центральной нервной системы, идущие к коже и произвольным мышцам, делятся на два основных типа - моторные (связанные с движением) и сен­сорные (связанные с ощущениями), так и нервы автономной нервной системы поддерживают работу наружных органов и разделены на парасимпатичес­кую и симпатическую группы. Управляющий центр автономной нервной системы лежит у основания головного мозга в области, известной как гипотала­мус. Эта система обеспечивает работу желудка, ки­шечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов, включая важные эндокринные железы, и ее значение заключается в том факте, что здесь рас­положено физиологическое основание эмоции.

    Александер сравнивает жизнь организма с жиз­нью нации, в которой есть два экстремальных со­стояния: война и мир. Война представляет такое состояние дел, при котором организм вынужден иметь дело с непредвиденной ситуацией, а мир - такое, при котором он находится в состоянии отдыха и расслабления. «Военная экономика означает приоритет военного производства и запрет некото­рых производств мирного времени. Вместо легковых автомобилей производятся танки, вместо предме­тов роскоши - военное снаряжение. В организме эмоциональное состояние готовности соответствует военной экономике, а расслабление - мирной экономике, поскольку некоторые системы органов, необходимые в экстремальной ситуации, стимулируются, в то время как другие подавляются». Именно симпатическая часть автономной нервной системы готовит к экстремальной ситуации или, в биологических терминах, к борьбе или бегству, а когда симпатические нервы стимулированы, происходят определенные телесные изменения: сердце бьется быстрее, зрачки расширяются, желудочная активность (процесс мир­ного времени) подавляется, из печени высвобождается сахар и так далее.

      Эти активности сопровождаются выделением из надпочечных желез гормона адреналина, интенсифицирующего их действие. Расширенные зрачки, бледность кожи (вследствие сужения малых крове­носных сосудов) и частый пульс составляют внешне наблюдаемые признаки таких экстремальных реак­ций в страхе и злости, которые выполняют функ­цию увеличения эффективности действия (борьбы или бегства). Когда, с другой стороны, организм отдыхает - например, после сытного обеда, или после полового акта или сна - происходят обрат­ные изменения вследствие парасимпатической сти­муляции: сердце бьется медленно, желудок продолжает переваривать свое содержимое, кожа приобретает румянец, зрачки сужаются, а в печени откладывается сахар. Таким образом, симпатическая активность является процессом распада (катаболическим), тогда как парасимпатическая активность суть процесс накопления (анаболический), и эти две фундаментальные реакции полезны животным тем, что они готовят организм к действию или к расслаблению. Но человеческие существа отличны от животных в двух очень важных отношениях.

       Во-первых, у животных и, до некоторой степени, в нормальном человеческом существе эти физиологические изменения длятся лишь до той поры, пока в них есть необходимость; в частности в случае животных, «с глаз долой - из сердца вон». Живот­ные живут в вечном настоящем, тогда как челове­ческий индивид, по причине его способности к визуализации прошлого и будущего, может испытывать страх или возмущение по поводу их обоих. Симпатическая стимуляция необходима, когда индивид сталкивается с реальной опасностью или нуждается в повышенной активности, но когда он разозлен или напуган вчерашними или возможными завтрашними событиями, то, что должно было бы быть экстремальной реакцией, становится реакцией затянувшейся и хронической. Например, оправданное временное повышение кровяного давления в экстремальной ситуации может стать патологическим и постоянно повышенным кровяным давлением затянувшегося негодования или фруст­рации.

       Другое отличие между животными и человечес­кими существами - способность последних рассмат­ривать в качестве экстремальных такие ситуации, в которых опасность угрожает не жизни и здоровью, но всего лишь гордости и чувству собственного дос­тоинства. Например, у студента перед экзаменом наблюдается учащение пульса, появляется бледность и происходят другие изменения, биологически предназначенные для ситуации жизни - или смерти, и даже еще более беспокойным становится невротик, например, с клаустрофобией, и его симпатическая система стимулируется в ситуациях, вообще не пред­ставляющих никакой объективной опасности, но всего лишь символическую.

      Животное, а при нормальных обстоятельствах и человек, чья симпатическая система подверглась стимуляции, входит в экстремальное состояние (будь то борьба, бегство, вербальное выражение своей враждебности или более конструктивное поведение), но характерной чертой невротика, конечно же, яв­ляется склонность подавлять или сдерживать эти эмоции, вместо высвобождения экстремальной ре­акции, в соответствующем поведении - борьбе, бег­стве или конструктивной деятельности, таким образом никогда не завершая их. Он погружается в постоянное состояние готовности перед лицом уг­розы, которая может быть чисто субъективной и никогда не приводит его к каким - либо действиям. В результате описанные выше физиологические изменения могут превратиться из временных экстремальных реакций в постоянные и закрепленные. Такова физиологическая основа психосоматических расстройств. Однако, как указывает Александер, существует два крайних типа индивидов: те, кто перед лицом опасности склонны отвечать действием (т.е. симпа­тической стимуляцией), и те, кто в сходных условиях отвечает тем, что описывается как « вегетативное отступление» (т.е. парасимпатическая стимуляция). В первом случае невротик подавляет свои агрессивные импульсы, и, следовательно, может развить такие психосоматические заболевания, как повышенное кровяное давление, диабет, ревматоидный артрит и базедова болезнь. «При существенной ги­пертонии повышенное кровяное давление хроничес­ки поддерживается под влиянием сдерживаемых и никогда не высвобождаемых полностью эмоций, подобно временному состоянию у нормальных лю­дей, вызванному влиянием свободно выражаемой ярости. Эмоциональные влияния на регуляторные механизмы углеводного метаболизма очевидно иг­рают значительную роль при диабете. Хронически повышенное мышечное напряжение, вызванное длительными агрессивными импульсами, оказывается патогенным фактором при ревматоидном артрите. Воздействие этого типа эмоции на эндокринные функции можно наблюдать при токсикозе щитовидной железы. Реакции сосудов на эмоциональные напряжения играют важную роль в некоторых формах головных болей. Во всех этих примерах определенные фазы вегетативной подготовки к сосредоточенному действию хронически задерживаются из-за того, что лежащие в их основе мотивационные силы невротически подавляются и не высвобождаются в соответствующем действии». Во втором состоянии, связанном с парасимпатической стимуляцией, ин­дивид перед лицом опасности уклоняется от действия и переходит в зависимое состояние, при котором его органы возвращаются к положению мирного времени, тогда, когда им следовало бы мобилизоваться. Такие люди, вместо того чтобы открыто встретить опасность, склонны обращаться за помощью, как беззащитные дети.

     Затянувшаяся по­вышенная парасимпатическая стимуляция приводит к таким расстройствам как дисперсия (расстройство пищеварения), язва двенадцатиперстной кишки, хронический понос, колит и запор. Желудок, к примеру, продолжает переваривать пищу, когда ника­кой пищи в нем нет, до тex пор, пока не переварит свою собственную стенку, образуя язву.

      Таким образом, многие болезни не являются, как обычно думают, «постигшими» невинного человека несчастьями, поскольку в действительности он порождает их сам - он является активным агентом их возникновения и они выражают черты его личности точно так же, как невротические симптомы.

1.3. Мотивация и последствия отказа от поиска.

      Альберт Бандура, психолог поведенческого направления, доказал, что образцы, модели поведения, которые демонстрируют другие люди, становятся объектами копирования, а сам человек имеет определенные ожидания в отношении своего поведения, его компетентности и последствий, которые оно вызовет. Американский психолог Мартин Селигман объяснил, каким образом ожидания относительно контролируемости последствий поведения могут приводить к негативным и болезненным явлениям.

      Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Селигман оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории - Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса И.П. Павлова. Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого вслед за громким звуковым или световым сигналом собак подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время, на контрольном этапе, собаки будут реагировать на звук или свет так же, как они раньше реагировали на электрошок, - будут выскакивать из ящика и убегать.

        Но когда реакция страха была сформирована и крышку снимали, собаки этого не делали. Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака. Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей, они переносили удары током продолжительностью до 1 минуты и более. Классическая теория условного рефлекса никак не объясняла такой странной реакции собак на аверсивные стимулы.

      Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока - и привыкли к его неизбежности. Экпериментаторы даже пытались помочь собакам справиться со стрессом и спастись от ударов током - они выманивали собак из ящика пищей, но это редко удавалось. Собаки научились беспомощности.

       Из этого Селигман и его товарищи сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

     Дональд Хирото, американский психолог в 1971 году доказал, что закономерность, обнаруженная Селигманом применима и к людям. Но по сравнению с животными у людей были обнаружены и некоторые особенности, которые подтвердили важность когнитивных процессов в регуляции поведения человека. В целом ряде исследований было доказано, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других.

     Концепты обученной беспомощности и отказа от поиска являются в настоящее время наиболее универсальными для объяснения патогенеза депрессий и психосоматических заболеваний. Согласно теории, состояние отказа от поиска возникает тогда, когда неудачи в деятельности (реальные или существующие в сознании) начинают приобретать большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели.

     Психологические предпосылки развития отказа от поиска и обученной беспомощности изучены недостаточно, так же как и специфика изменения личностных особенностей здоровых и больных людей по мере формирования этих состояний. Исследователи, работающие в русле концепции обученной беспомощности, указывают только на особенности атрибутивного стиля, способствующие становлению генерализованной или локальной обученной беспомощности. Исходя из данных клинической беседы больных можно охарактеризовать как не испытывающих трудности в исполнении основных социальных ролей. Однако при подробном расспросе чаще всего оказывалось, что их система взаимоотношений с социумом четко регламентирована: они твердо усвоили, где и как надо себя вести. Важно, что такая регламентация и упорядоченные системы отношений формировались под влиянием психотравмирующей ситуации. После того как последняя потеряла свою актуальность, эти стили поведения продолжали определять всю дальнейшую систему отношений. Реакции людей на неудачу более разнообразны, чем реакции на успех. Они могут быть конструктивными и деструктивными, рациональными и эмоциональными, нормальными и патологическими.

      Конструктивная реакция на неудачу предусматривает, что неудача не снижает, а наоборот, усиливает мотивацию. Вследствие конструктивной реакции на неудачу, осознав собственные недостатки, человек увеличивает расходы энергии и времени на достижение цели, а не прекращает деятельность. Субъект начинает анализировать причины неудачи, и это увеличивает вероятность достижения успеха в будущем. Индивидуум, который начал какое-либо дело (предприниматель, реформатор и др.), не сгибается под ударами первых неудач, а начинает еще настойчивее работать для достижения цели. Он, как правило, с удвоенной энергией берется за реализацию следующих целей. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотивации.

       Конструктивная реакция проявляется не только в сфере мотивации, но и в познавательной сфере. Потерпев неудачу, человек склонен изменять программу действий и совершенствовать стратегию. Он учится на своих ошибках и накапливает опыт. Часто человек меняет несколько дерзкий и авантюристический принцип «все или ничего» на принцип «небольших шагов». Человек уже не стремится мгновенно достичь всего. Он довольствуется незначительными стабильными успехами, которые приближают его к цели, при этом:

- конечная цель разбивается на большое число подцелей;

- расширяется временная перспектива;

- совершенствуются средства достижения целей;

- человек привлекает к делу сообщников, ведь самому очень сложно добиться цели;

- человек начинает действовать более гибко, ведь неудача научила его, что реальность (люди, обстоятельства) сопротивляется значительно сильнее, чем ожидалось.

       Мотивационные и познавательные изменения, совершенствование программ действий и методов их реализации гарантирует большую вероятность успеха следующих действий.

      Деструктивная реакция на неудачу. У определенной категории людей неудача может снижать самооценку, формировать комплекс неполноценности и беспомощность. Человек начинает ощущать себя пассажиром, который едет в вагоне третьего класса. Такое чувство дезорганизовывает активность, а часто может стать причиной полного отказа от дальнейшей деятельности. Неудача в определенных ситуациях может вызывать экзистенциональный кризис.

      Деструктивные реакции могут быть направлены как на себя, так и на других людей. Субъект, который не принимает себя, сталкивается также с трудностью в установлении неформальных отношений с окружающими. Может проявляться агрессивная реакция относительно тех, кому счастье улыбнулось больше.

      Вместе с тем, принимая во внимание все сказанное выше о механизмах развития состояния отказа от поиска, можно предполагать, что не последнюю роль в развитии этого состояния играет деформация мотивационной сферы личности, в частности мотива достижения. Кроме того, очевидно, важным фактором в генезе указаноного состояния является способ реагирования человека в фрустрирующих ситуациях. Можно предполагать, что стремление самостоятельно преодолевать препятствия характеризует людей с выраженной поисковой активностью, под которой понимается активность, направленная на изменение внешнего или внутреннего плана ситуации с неопределенным прогнозом результатов деятельности в ней, но при постоянном их учете, т.е. эта характеристика является полярной по отношению к состоянию отказа от поиска. Фиксация же на препятствии, придание ему чрезмерной значимости может служить хорошей базой для формирования состояния отказа от поиска.

      В ситуации психосоматического заболевания большую устойчивость к формированию реакции капитуляции обусловливает, с одной стороны, отсутствие противоречия между потребностью достичь успеха и преобладанием отрицательного прогноза исполняемой деятельности, блокирующего поисковое поведение, а сдругой - сформированность жесткой системы поведенческих реакций.


2. Исследование психологических факторов, способствующих возникновению и развитию соматических заболеваний.

2.1. «Механизмы» психической деятельности.

     Надо отметить, что уже в XIX веке развитие психо­логии в России было связано не только с трудами физио­логов, но и с деятельностью передовых клиницистов. Сам И. М. Сеченов, проводя наблюдения совместно с выдающимся терапевтом С. П. Боткиным, отмечал тесную взаимосвязь болезней и психики. Замечательный ученый, видный отечественный психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) основал в 1885 г. в Казани одну из первых в мире экспериментально - психологическую лабораторию, в которой были получены новые данные, укрепляющие материалистические взгляды на психические процессы.

     Диалектико - материалистическая концепция сознания основывается на принципе отражения, т.е. психического воспроизведения объекта в мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений и умозаключений. Содержание сознания определяется в конечном счете окружающей действительностью, а материальным субстратом, носителем является головной мозг человека.

      Чтобы углубленно и всесторонне разобраться в законах психики, ее нередко искусственно расчленяют на сравнительно элементарные и относительно легко поддающиеся описанию «фрагменты». На самом же деле психическая деятельность едина и неделима. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн говорил по этому поводу: воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии всегда в той или иной мере сказываются его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Психическая жизнь - целостный, хотя и многогранный процесс отражения индивидом окружающего мира во всем его разнообразии. Попытки объяснить сложнейшие формы сознания только слишком узкими отдельными «звеньями» неизбежно заводили в тупик.

    Современное исследование биологических проблем все шире сталкивается с необходимостью системного учета всевозможных факторов. В полной мере это относится и к изучению мозговых механизмов человека, для чего все чаще используется системный анализ. Он позволяет выявлять единство отдельных подсистем, ответственных за ту или иную функцию, обычно рассматриваемую изолированно.

      Одно из ведущих мест занимает система, обеспечивающая восприятие и переработку информации. Без нее не могут функционаровать отдельные клетки, органы и ткани, не может проявляться и психическая деятельность. Активность этой системы определяется рядом схематических звеньев, обычно включающих: а) поиск информативных данных, осуществляемых как осознанно, целенаправленно, так и пассивно, подсознательно; б) анализ и синтез полученной информации; в) хранение иформации; г) использование информации.

     Каждое из этих звеньев основано на « способах» отражения, в высшей степени специализированных у человека. Отражение - это свойство предметов запечатлевать действие на них других предметов в соответствии со своей собственной природой, сохранять на какое-то время эти «отпечатки» и реагировать на новое воздействие в соответствии с происшедшими изменениями. Отражение имеется и в неживой природе. Камень оставляет отпечаток на глине. Форма отпечатка и длительность его существования зависят от свойств и камня, и глины.

     В неживой природе отражение всегда пассивно. Оно не способствует сохранению целостности неживых предметов. Принципиально иной, активный характер имеет отражение у живых организмов, которые постоянно самообновляются благодаря особому виду обмена с окружающей средой. Как только прекратится или существенно нарушится этот обмен - организмы погибают. В этой связи организмы должны четко различать полезные и вредные воздействия окружающей среды и дифференцирование реагировать на них. Чтобы осу­ществить это, уже у низших организмов появляются примитивные формы раздражимости. Стебель растения изгибается к свету (положительный фототропизм) и растет в сторону, противоположную силе тяжести (отрицательный геотропизм). Эта целесообразносгь тропизмов возникла в результате естественного отбора и в ходе дальнейшей эволюции совершенствовалась.

     В клинической практике у больных, особенно с невротическими расстройствами, достаточно четко видна зависимость нормально протекающей, адаптированной психической деятельности от полноты имеющейся информации по тому или иному конкретному вопросу. То есть чем избыточнее объем информации, возможности контроля ее достоверности и применения, тем скорее человек приспособится, с том числе и к особым, так называемым экстремальным условиям. Из этого следует, что чем меньше в силу самых разных причин «поток сведений», тем больше вероятность, что при необходимости принимать решения в ограниченное время будут развиваться болезненные отклонения, обусловленные состоянием психической дезадаптации.

     Упомянутый уже чешский исследователь Лингарт считает, что неполная информация, предусматривающая наличие многих альтернатив, вызывает состояние неуверенности, которое в свою очередь порождает ориентировочный («любознательный») поиск. Иными словами, человек стремится уменьшить степень своей неуверенности. Система активного восприятия и преобразования информации, как она ни важна, составляет лишь часть механизмов психической деятельности. Внимание, воля, эмоции, память, мышление, речь, процессы, обеспечивающие сон и бодрствование, и некоторые другие, а также особенности идейных установок человека и его социальных контактов - каждая из этих сторон, являясь компонентом целого, состоит из своих собственных подсистем. В той или иной мере связанные с переработкой информации, они имеют и самостоятельное значение.

     Избирательная активность, внимание, память, эмоциональность, мышление, волевые усилия позволяют человеку ориентироваться в жизни, воспринимать окружающее и своевременно в него вмешиваться.

   Психическая активность тесно связана с вниманием, под которым понимают преимущественное, сознательное выделение одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов в ущерб другим. Иными словами, это направленная работа сознания в течении какого-то времени. Способность переключаться с одного объекта на другой различна и во многом зависит от воли человека и его эмоционального настроя. Например, можно условно «забыть» обо всем и целиком сосредоточиться на определенном круге вопросов. Или перейти к следующим, хотя предыдущие были более интересными. Благодаря этому человек способен осуществлять целенаправленную деятельность, обязательное условие которой - последовательная постановка задач и их осуществление. Только при максимальной сосредоточенности и ничем не отвлекаемом внимании тот или иной вопрос может быть изучен наиболее полно. Из «кубиков» отдельных решений составляются «слова» и «фразы» поступков и поведения человека, определяющие в конечном итоге его жизненный путь.

     Не менее, а, может быть, даже и более важная черта бодрствующего сознания - память, накапливающая жизненный опыт. Основной физиологический механизм памяти - образование в коре мозга достаточно прочных временных связей по типу условных рефлексов. Раздражение чувствительных нервных клеток вызывает возбуждение в центральной нервной системе. Его путь по «эстафете» всякий раз оставляет своеобразный след, подобно тому, как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Идти же вслед, проторенным путем, пусть даже по едва видимым приметам, всегда легче, чем по целине. Так и в нервной системе - если по уже «проложенному» пути пробежит нервный импульс, он укрепит и расширит имеющийся нервный след. В этом случае поверхностный механизм памяти может смениться на более устойчивый и прочный. Но и слабый след минувшего возбуждения может сохраняться бесконечно долго. То или иное событие, боль, злость, радость исчезли, но память хранит их до поры до времени, не обнаруживая присутствия и заявляя о имеющихся воспоминаниях лишь в особых условиях. Если человек что - то увидел и познал, то он связан с этим навсегда, причем независимо от своего желания.

     Вероятно, ни одно из событий, в котором приходилось участвовать, не исчезает бесследно. Любой предмет, который человек видит, любой звук, который он слышит, любое действие, которое он совершает, в определенной мере сохраняются в памяти. Подтверждением этому служат факты, наблюдаемые нейрохирургами. Во время операции при раздражении определенных участков коры головного мозга у больного иногда пробуждаются подробнейшие воспоминания о событиях, имевших место много лет назад. Чем больше внимания и эмоций он им посвятил, чем больше они длились, тем более глубокий и прочный след оставили.

   Вообще же емкость человеческой памяти поразительна. Она составляет около 100 миллиардов битов информации, что в несколько сот раз больше, чем содержится в современных многотомных энциклопедиях...

    Оживление нервных следов - воспоминания. Они обычно возникают не разрозненно, а связанно, в виде ассоциаций - смежных между собой предметов, явлений и следовавших друг за другом событий. Это свидетельствует о тесном переплетении информационных знаков в функциональных структурах нервной системы. То, что порой трудно что - либо вспомнить, а спустя некоторое время припоминается, вероятно, может быть объяснено использованием в механизмах памяти не прямой дороги для отыскания необходимой информации и по какой - либо причине заведшей в тупик, а окольного, «опосредованного» пути, который благодаря взаимосвязям в хранилищах памяти пусть позже, но все же приводит к потерявшейся на первых порах цели.

    Эмоциональная окраска одних и тех же воспоминаний, если они повторяются на протяжении жизни, со временем меняется. Это зависит от ряда обстоятельств, но прежде всего - от значимости прежних событий для сегодняшнего положения и размышлений человека. В одном случае сказывается неразрывность настоящего и прошлого, воспринимаемого с новых позиций, которые заставляют извлекать из прожитого надлежащий урок. В другом случае воспоминания идеализируются, «додумываются», лишаются своей «документальной» обоснованности.

     Индивидуальная память накапливает «следы» собственного жизненного опыта, но вместе с тем она хранит и трансформирует историю предыдущих поколений. Это позволяет двигаться от вчерашнего к завтрашнему, не повторяя многого из того, что уже достигнуто. Образно говоря, каждый новый шаг всегда делается с учетом последующего, но он не может осуществиться без предыдущего.

   Со времени появления живого именно память самое вечное и непременное условие развития. У человека она лежит в основе предвидения, базирующегося на анализе прошлого и настоящего. Мыслительная деятельность во многом опирается на сравнительный логический и интуитивно - вероятностный анализ, который невозможен без памяти. Сопоставляя, что было и что есть, можно уловить прогрессивные тенденции. Это относится как к мировоззренческим вопросам, встающим на определенном жизненном этапе перед каждым человеком, так и в оценке частных, служебных, бытовых, семейных взаимоотношений.

    Память - путеводитель человека во времени. Благодаря ей мы ощущаем время и себя в нем.

...Если внимание, память и другие проявления психической деятельности человека остаются как бы за занавесом, то его эмоциональное восприятие окружающего и своих переживаний постоянно находится на авансцене: удовлетворенность или неудовлетворенность, интерес или равнодушие, беспокойство, подавленность, опасения, страх, предвкушение приятного, воодушевление, радость. Любое из этих состояний накладывает своеобразный отпечаток на весь облик человека. Прежде всего это сказывается на выражении лица и глаз, в позе, в заметных вегетативных реакциях.

    Эмоции - одна из сторон единого познавательного процесса, который отражает отношение человека к собственной деятельности и к окружающему. Человек - не машина, он всегда чувствует, радуется, огорчается. Эмоции в норме всегда возникают как ответ на внешнее воздействие, те или иные мыслительные представления, внутренние потребности организма. Эмоциональная жизнь каждого чрезвычайно богата и многогранна, именно она определяет наше настроение. По мнению многих ученых, перенапряжение эмоциональных реакций лежит в основе невротических и соматических нарушений. При этом особая роль принадлежит так называемым отрицательным эмоциям, возникающим в тех случаях, когда человек не в состоянии по тем или иным причинам добиться запланированного результата, получить удовлетворение, достигнуть поставленную цель. Складывается «конфликтная ситуация», которая, затянувшись во времени, может стать причиной нервного срыва или болезни. Успех же неизменно сопровождается положительной эмоцией. По мысли академика П.К. Анохина, она закрепляет правильность любого действия и поступка. Чем больше препятствий пришлось преодолеть целеустремленному человеку на пути, тем больше радости и удовлетворения он испытывает и соответственно этому у него сильнее положительная эмоция.

    Выражение эмоций различно и строго индивидуально. Оно меняется в течении жизни каждого из нас и в «течении жизни» всего человечества. И все же основные эмоциональные проявления остаются на протяжении веков прежними - спокойствие, радость, печаль, раздражительность... Их внешнее выражение нетрудно увидеть в изменении черт лица, всего облика и поведения человека.

   C эволюционной точки зрения внешний рисунок эмоциональной сферы человека «подвергался отбору» ради адаптации к среде , ради того, чтобы выжить. Известный физиолог Кэнон обратил внимание, например, на то, что на протяжении развития человечества люди оказывались в эмоциональном напряжении, когда готовились либо к борьбе, либо к бегству. Независимо от поведенческой реакции в эти периоды усиливались выделение в кровь определенных гормонов и обмен веществ, учащалось сердцебиение, повышалось артериальное давление, напрягались (или расслаблялись) различные группы мышц. Иначе говоря, шла мобилизация внутренних физиологических резервов организма, что было совершенно необходимо, скажем, первобытному человеку, но далеко не всегда необходимо нам. Наш современник не так уж часто при эмоциональных нагрузках прибегает к энергичной физической «подзарядке». В сегодняшней обычной обстановке борьба или бегство в сложных ситуациях - как правило, реакции неадекватные.

     Поводы для эмоционального напряжения стали «интеллектуальнее», утонченнее. Но наряду с этим люди в какой-то мере «погрубели», уже не так реагируют на многие обстоятельства, волновавшие предыдущие поколения. Появились новые «объекты» для «бурных» эмоций взамен потерявших свою актуальность, иным стал и весь стиль поведения. В частности, если раньше почти каждый «взрыв гнева» порождал «естественную» попытку физически ударить, или даже уничтожить противника, то теперь в ответ на обиду человек скорее всего стремится нанести «завуалированный» удар. Между тем физиологические механизмы несколько «устарели» на фоне «смягчения» внешних реакций человека. Вслед за волнением, напряженностью, даже скрытых от посторонних глаз, в организме по-прежнему происходит определенная перестройка - подготовка к нужной физической нагрузке. Но борьба-то отменяется, и физиологические механизмы «срабатывают» вхолостую. Порой это может привести к целому ряду соматических заболеваний - гипертонической болезни, язве желудка и т. п. И все же не смотря на издержки роста, эволюция эмоциональной жизни способствует тому, что деятельность современного человека становится многограннее и мобильнее, вполне отвечая требованиям времени.

     Без помощи чувств вряд ли что-либо может дойти до нашего сознания. Однако ощущение и восприятие - лишь начальнй этап постижения действительности. Запоминание, установление связей между отдельными восприятиями и ощущениями, их осмысливание, творческая переработка - вот цепь «механизмов», включаемая органами чувств.

     Эти «механизмы» позволяют понимать взаимоотношения между предметами и явлениями, рождают мысль. Решающее для мышления - проведение связи между понятиями (суждениями) и получение на этой основе какого-то вывода - умозаключения. Индивидуальные особенности мышления зависят от многого - от характера высшей нервной деятельности, своеобразия протекания биологических процессов, обусловленного генетической природой, и т. п. Но содержание, направленность мыслей, культура мысленного труда неотделимы от знаний, полученных человеком, его идейных установок. Именно они предопределяют наивысшие духовные радости, удовлетворение от труда и выбранного образа жизни. Решает все смысл, идея, дело, которые человек отстаивает и защищает, которым служит. Отсутствие идейной направленности, ошибочный, хотя и осознанный выбор рано или поздно заводят в тупик. Если бы ученый не бился над методикой «ради методики» и домохозяйка не добивалась бы чистоты «ради чистоты», если бы многие другие люди с «неудачной» судьбой почаще задумывались о своем человеческом предназначении, достойных целях, идейных истоках больших и малых решений, наверное, меньше было бы роковых случайностей, зря потраченных лет, неправомерных отвлечений на пустяки и, как результат, - разочарований, порой сопровождающихся нарушениями психики. Осмысленная идея возвышает человека, преобразовывает мышление, вдохновляет на общественно полезные деяния. Жизнь становится интересной, цельной, нужной себе и другим.

    Механизмы психической деятельности определяются и волевыми процессами. Для понимания этого вспомним, что все наши поступки и движения могут быть непроизвольными и произвольными. Последние так и называют - волевыми. Они, в отличие от непроизвольных, направлены на достижение заранее поставленной цели, чему предшествует появление побуждения, желания, влечения к выполнению. Интенсивность таких состояний связана с интересами данного, конкретного человека, с его социальным положением, профессией, широтой кругозора, особенностями характера и т. д. В зависимости от этого влечения могут быть стойкими или неустойчивыми, у одного их много, у другого - мало, они требуют иногда концентрации усилий для своего воплощения или существуют как бы исподволь.

      Волевые процессы играют огромную роль в жизни человека. Они могут поднять его над другими и превратить в героя, в противном случае - сделать совершенно бездеятельным.

    Как ведущие, так и второстепенные звенья механизмов психической деятельности динамичны, всегда находятся в развитии и во взаимодействии, при необходимости компенсируя недостатки друг друга. В этом заключается общая закономерность в функционировании различных систем - их устойчивая активность изменяется в меньшей степени, чем отдельных составляющих. Это отражает качественное отличие активности целого в сравнении с его частями. Не к данной ли закономерности непосредственно относится старая мудрость - «целое больше, чем сумма его частей».

    С точки зрения кибернетики любая система устойчива только без сдерживающих ее жестких рамок. Известные колебания тех или иных «участков» обеспечивают ей в определенных пределах необходимое «лавирование» и приспособляемость к изменяющимся условиям. Психическая деятельность человека, определяемая его социальными отношениями, помогает достигать огромных «степеней свободы» при выборе поступков и должным образом реагировать на происходящее вокруг. Благодаря этому, по словам известного английского физиолога Эшби, люди могут удерживать «существенные переменные в физиологических пределах.[

2.2. Эмоции и их влияние на здоровье человека.
       Под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы (в форме переживаний), отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и независящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он полностью захватывает психику человека, меняется мышление, ухудшаются операции прогнозирования, и становится невозможным целесообразное поведение. Вместе с тем, кроме перехода к неуправляемым действиям, может иметь место и полное оцепенение. Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсивностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг). Эмоции переживаются со средней напряженностью и уже более продолжительны, их длительность - часы и даже дни. Чувства переживаются на слабом уровне интенсивности, зато могут продолжаться месяцами и годами (тревога, равнодушие), и наконец, стресс. Картина этого состояния будет дана отдельно.


Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения. Чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Переживательный компонент эмоции обеспечивает человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели. В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий, возникают отрицательные эмоции. Самая сильная из них - страх - развивается, как считает П.В. Симонов при недостатке сведений, необходимых для защиты. Страх - это врожденное чувство, новорожденный уже способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере опоры. Уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врожденным страхом, являясь социальной формой этой эмоции - страхом осуждения. Если гнев в раннем детстве вызывается лишь ограничением свободы движений, то в 2-3 года у ребенка развивается ревность и зависть - как социальные формы гнева.

Любая из неприятиных эмоций, скажем обида, вина, стыд, зависть, страх вызывает страдание, от которого организм хочет избавиться. Наш организм чаще всего применяет такие методы избавления от страдания, как бегство, нападение или оцепенение. Агрессия и гнев - главные источники многих болезней. Поскольку культура не дает возможности по произволу вымещать гнев на окружающих, то эмоция загоняется внутрь и существует в виде застойных агрессивных чувств и мыслей.

        При обиде бегство и уход невозможны, так как обиду приходится носить в себе; обычно обижаются на любимых. Обида вызывает защиту в виде гнева и соответствующего ему поведения, агрессии. Обида преобразуется в гнев, а гнев не получает выхода, так как человек не позволяет себе «распускаться», особенно в отношении к любимым. Притом агрессивное поведение чаще всего осуждается и подавляется окружением. То же наблюдается и в связи с чувством вины, стыда или другими эмоциями. Любая эмоция имеет полезные функции для выживания. Гнев позволяет наносить поведенческий удар против препятствия и выживать. Вместе с тем гнев - это защита от страдания. Это обусловлено тем, что гнев - самая древняя эмоция и ее механизмы унаследованы, инстинктивны, так как гневная реакция способствовала освобождению от ситуации, в которой причиняется страдание. Гнев имеет отработанные механизмы, быстрые и эффективные и очень легко превращается в агрессивное поведение.

      Гнев и агрессия обеспечивают общую мобилизацию ресурсов, нужных для хорошей первобытной драки. Все эти реакции, несмотря на культуру и воспитание происходят автоматически, вне сознательного контроля. Но человеческая ситуация, в отличие от животной, другая. Поскольку агрессия подавляется совестью или окружением, она остается внутри, в уме, в виде агрессивных и гневных мыслей. Человеку трудно распознать скрытые формы агрессии, кажется, что это просто раздражение или негативное отношение к кому-либо. На самом же деле с этими психическими состояниями и мыслями связаны реакции иммунной и гормональной систем.

      Есть доказательства того, что у человека, постоянно подавля­ющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматичес­кие симптомы. Во время гнева и ярости увеличивается содержа­ние кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единствен­ная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, за­ставляет «плакать» другие органы. По данным института тера­пии, в 80% случаях инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напря­жение.

          Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией - эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по - разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникшие при этом эмоции. Часто повторяющиеся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других - агрессивность, завистливость и озлобленность. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Интенсивность стресса зависит от предыстории и личностной значимости действующего фактора.




2.3. Стресс и его влияние на человека.

          Работа Ханса Селье из Монреаля показала физиологические тропы, как неврологические, так и био­химические, при помощи которых стресс мог бы породить органическое заболевание, и, более того, лабораторно продемонстрировала, что длительная подверженность вызывающим страх стимулам при­водит к таким результатам или даже к смерти экс­периментальных животных. «Синдром стресса» Селье с большей вероятностью, чем психоанализ Фрей­да, может образовать обоснование современной пси­хосоматической медицины, но в конце концов именно к психоанализу должен обратиться врач, чтобы открыть природу и значение стресса для индивида, со всеми его психологическими вариациями, которые без его помощи физиология объяснить бессильна. Стресс включает и физиологические и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспо­собление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адап­тацию. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств - улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.

     Стресс определяется как совокупность стереотипных, филоге­нетически запрограммированных неспецифических реакций орга­низма, подготавливающих его к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выде­лять определенные гормоны. Под их влиянием изменяется ре­жим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются за­щитные свойства организма.

           Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовитель­ном» возбуждении, активации, необходимой для готовности к фи­зическому напряжению, однако такая физическая деятельность редко когда развивается в действительности. У человека адапта­ция происходит иначе, чем у животных. В силу социальных запре­тов он не может реагировать бегством или агрессией, а механиз­мы, выработанные в эволюции, срабатывают и приводят вначале к вегетативному возбуждению, затем к поражению внутренних органов. Здесь надо напомнить, что симпатическая система опре­деляет активацию, парасимпатическая - восстановление функ­ций после напряжения и общего расслабления организма. При резком симпатическом сдвиге возникает маниакальный эффект (повышение возбуждения, безудержный смех и т.д.). Учащается пульс, дыхание становится частым и прерывистым, резко растет уровень сахара в крови, наблюдается сверхактивность мышц. Па­расимпатический эффект - это скованность, заторможенность, по­никшая поза и потухший взгляд. При этом в крови повышен уро­вень ацетилхолина, который тормозит работу дыхания. Поэтому наблюдается пассивность, бездеятельность в затруднительных положениях Стрессорами могут быть и физические, и психические раздра­жители, как реально действующие, так и вероятные. Человек ре­агирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при вынужденной резкой перемене страте­гии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по служ­бе, конфликты. Индивидуальная выраженность стресса опреде­ляется в значительной мере осознанием человеком своей ответ­ственности за себя, за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.

           На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второсте­пенных. Когда в сложной стрессовой ситуации человек отожде­ствляет себя только с частью своих проблем, изолируясь временно от других частей, это сберегает силы. Поэтому нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Он создает «вкус к жизни». Весьма важно и его поначалу стимулирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воз­действия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях возникает ухудшение самочувствия и даже заболевание соматическое или невротическое.

         Не только физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмер­ными и истощающими, но и психологические установки и личнос­тная позиция человека существенно влияют на его состояние. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Так, М. И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается- апатией и по­давленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве. При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить перед самим собой значимость негативных последствий стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.



2.4. Влияние особенностей личности на возникновение соматических заболеваний.

        Для проблемы специфичности психосоматических расстройств обычна постановка следующих вопросов: предрасположены ли лица, обладающие определенной личностной структурой, к определенному психосоматическому заболеванию; приводят ли определенные конфликтная и общая жизненная ситуация к определенному психосоматическому заболеванию; существует ли взаимосвязь между поведенческими особенностями человека и риском заболевания определенным психосоматическим заболеванием. Наибольшее число работ, выполненных как клиническим, так и экспериментально - психологическими методами, посвящено поискам «профиля личности», специфичного для того или иного психосоматического расстройства. Точка зрения, утверждающая наличие подобных профилей личности, имеющих диагностическую, прогностическую и терапевтическую значимость, обычно связывается с исследованиями Ф. Данбар. представленными в ее получившей широкую известность монографии. Мы не можем плодотворно обсуждать бо­лезнь, не учитывая того, к какому типу относится больной. Доктор Фландерс Данбар из Пресвитери­анского госпиталя в Нью-Йорке был убежден в том, что некоторым болезням подвержены преимущественно люди с определенным типом личности. Желудочно - язвенный тип может внешне казаться амбициозным, волевым и упорным, однако под этим скрывать зависимые и женоподобные характеристи­ки. Индивид с повышенным кровяным давлением может внешне проявлять дружелюбность и сдержан­ность, но можно было бы продемонстрировать, что эти поверхностные черты являются реактивным образованием против жестко подавляемых агрессивных импульсов.

        Психологи и психиатры установили зависимость между сома­тическими заболеваниями человека и его личностными особен­ностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хроничес­кие коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Главной особенностью личнос­ти, страдающей гипертонией, является злопамятство - особенно хроническое. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружаю­щими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутвер­ждения. Если человека подавляют, игнорируют, то у него разви­вается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему среди негров США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

      Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям лич­ности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положени­ем в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они не­редко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словес­ным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых кон­фликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как де­фицит времени, элементы соревнования.

      Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раз­дражительность, повышенная исполнительность и обостренное чув­ство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съеда­ет» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопро­вождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обид­чивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная к себе требовательность, мнительность. Например, язвенный ко­лит часто провоцируется ударом по амбиции, самоуважению и лишением любящей поддержки. Замечено, что эти люди прояв­ляют пониженную способность к активной самозащите и стремят­ся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них ти­пична тенденция к активному преодолению трудностей в сочета­нии с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопро­вождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных ор­ганов и их сосудов. Наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

     Немало уже проведенных исследований показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влия­ющим на здоровье. Обобщая данные многих авторов, В. И. Гарбузов (1995) группирует черты личности, предоп­ределяющие различные психосоматические заболевания. Итак, болезнь угрожает:

.решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, склонным брать на себя слишком много; чрезмерно и напряженно работающим; отличаю­щимся повышенным чувством ответственности, долга, высокотребовательным к себе;

•добросовестным до педантичности, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оцен­ку себя со стороны окружающих;

• предрасположенным к застреванию на отрицательных эмоциях, к стремлению во всем обвинять себя, сдер­жанных до скрытности, жестко контролирующим свои эмоции вплоть до их подавления;

• трудно приспосабливающимся к быстро изменяющим­ся условиям жизни; нестойким в отношении неприят­ностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным, склонным во всем уступать другим;

• неспособным выразить в словах свои эмоции, желания, претензии; не обладающим способностью глубоко ос­мыслить свое положение.

       Гарбузов выделил также «психосоматический профиль», т.е. те личностные характеристики, которые присущи людям, идущим по пути к психосоматической патологии.

Это:

. ущемленность чувства собственного достоинства,

• эгоцентричность (эгоизм),

• сужение интересов (однобокость устремлений, пережи­ваний),

• тенденция к фанатизму,

• чрезмерная напряженность притязаний,

• несоответствие притязаний возможностям,

• агрессивность,

• постоянная демонстрация сверхмужественности, «суперменства», особенно, если в действительности чело­век этими качествами не обладает,

• истероидность, когда все на надрыве, все с перехлестом и ожесточением.

        Выявились и некоторые типы личности, предрасположен­ные к заболеваниям определенного вида. В этом плане хо­рошо известен так называемый «тип А», подверженный сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, повышенное артериальное дав­ление, стенокардия). Люди такого типа (среди них преобла­дают мужчины) отличаются высокой экстраверсией, но при этом обычно плохо контактируют с другими людьми, склонными к конфликтности.


Список литературы:
  1. Амон Г. «Психологическая терапия» С-Пб 2000

  2. Братусь Б.С. «Аномалии личности» Москва 1988.

  3. Браун Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты».Москва 1997.

  4. Вальдман А.В.,Козловская М.М., Медведев О.С. «Фармокологическая регуляция эмоционального стресса» М 1979.

  5. Вассерман Л.И. «Психологическая диагностика и новые информационные технологии».

  6. Гарбузов В.И. «Человек, жизнь, здоровье» СПб 1995.

  7. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» Свет 1997.

  8. Грайсман А. «Тренинг самооздоровления и самосозидания» изд. Магистр 1999.

  9. Гроф С. «Путешествие в поисках себя». М, 1994г.

  10. Елисеева О.И. «Новая медицина против вирусов» СПб 2004 г.

  11. Занюк С. «Психология мотивации» Киев 2002 г.

  12. Зелигман М. «Как научиться оптимизму» М, 1997

  13. Карвасарский Б.Д. «Медицинская психология» Ленинград 1982.

  14. Ковалев А.Г. «Психология личности» Москва 1986.

  15. Крылов А.А., Маничев С.А. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии» СПб 2003.

  16. Локк Д. «Мысли о воспитании» М 1973.

  17. Л. Хей «Как исцелить свою жизнь». М ,1993

  18. Малкина - Пых И.Г. «Психосоматика новейший справочник» СПб 2003.

  19. Менегетти А. «Психосоматика» М 2002.

  20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В., «Типы темперамента в практической психологии» СПб 2003 г.

  21. Подпорин А. «Истинные причины наших болезней» СПб 2002.

  22. Психосоматические заболевания: Полный справочник под. ред. Елисеева Ю.Ю. М:2003 г.

  23. Ромек В.Г. «Поведенческая психотерапия» Москва 2002.

  24. Рудестам К, «Групповая психотерапия» СПб., 1998 г.

  25. Свенцицкий А.Л. «Агрессия» М 2002.

  26. Селье Г. «Очерки об адаптпционном синдроме» М 1960.

  27. Сеченов И.Д. «Избранные произведения» М 1953.

  28. Сидоренко Е.В.» Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера» СПб 2002.

  29. Сидоров П.И.,Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию» том 2 Москва 2000.

  30. Суворова В.В. «Психофизиология стресса» М 1975.

  31. Теодюль Рибо «Болезни личности» Минск 2002.

  32. Тылевич И.М., Немцова А.Я. «Руководство по медицинской психологии» М.1985


Просмотров: 20127


Статья впечатлила? Оцените

Оценка: -0.05

-2      -1      0      1      2     

Оценочная шкала от -2 до + 2 поможет автору понять реакцию читателей на прочитанное, найти свою аудиторию и перспективы роста








© Журнал RA Homo Novus. Все права защищены. Копирование информации возможно только в случае письменного согласия редактора журнала.   На сайте зарегистрировано 1090 человек (он-лайн 0)